Рецензия на книгу
Саламбо
Гюстав Флобер
vladhhe16 января 2014 г.Я имею обыкновение не смотреть трейлеров и не читать спойлеров о книгах, фильмах и прочих произведениях искусства, которые решаю созерцать. Принимаясь за "Саламбо" я предвкушал очередную повесть об ужасах нашего буржуазного есства, с демонстрацией на примерах из старой доброй французской истории 19 века. Так что удивлён я был немало.
Следующим пунктом удивления был стиль. Поверить в то, что автор "Воспитания чувств" и "Саламбо" один и тот же человек, на мой взгляд, невозможно. Раньше, после сравнения "Бовари" и "В.Ч." мне казалось, что я понимаю, почему Флобера считают первосортным стилистом. Что я могу сказать? Были слепы глаза, а теперь они видят.
Удивляться я не переставал до самого конца. Видимо Гюстав был настолько утомлён всей той духотой и смрадом окружающей его эпохи (а еще более фиксации этого духовного вакуума на бумаге), что решил погрузить своё сознание в подлинную жизнь: без симуляций, бессилия, малодушных и пустых слов. Вообщем, Флобер возжелал первобытной страсти. Я его понимаю.
Саламбо в определённом роде стала олицетворением этого влечения: она парадоксальным образом совмещала чистоту и невинность с экстатической чувственностью и желанием. Её примеру следуют и остальные герои: они непостоянны, гневливы, отходчивы, милосердны, они живут по велению внутренних инстинктов, и главной акциденцией их жизни является тот факт, что она правдива. Мне поневоле становилось тесно в моей мелкобуржуазной комнатке за обедом из риса риса и курицы, в то время как у них подают собачек в кляре и прочую дивность, с тарелок слетают голуби, а в рощах проходят ратифицированные и проплаченные оргии (наш мэр до такого не додумался). Что-то мы явно утратили в темных переулках мировой истории, стали в некотором роде похожими на бледного предателя-жреца (что характерно кастрата).
Касательно кастрации, то бишь о Фрейде, - из самого произведения хлещет струя очищенного бессознательного, увенчанного сублимацией неразделенного влечения Мато в военные действия (вспомним его усмирённого). Когда умирает этот Аполлон, умирает и Танит, а с ними уходит и эра бушующей, сметающей всё и вся жизнетворящей (и жизнеотнимающей) страсти. Смерть Саламбо - это в определённой мере символическая смерть эпохи. Хотя я это несерьезно)
Теперь о происходящих в романе событий, а точнее бесконечных безумных перемещений войск варваров туда-сюда, а также их феноменальной глупости и отваги (с не менее абсурдными поступками Карфагена), происходящих на социально-религиозном фоне эпохи. Местами мне было скучно (несмотря на моё увлечение историей), местами интересно, в целом мне кажется, что Флобер заигрался (с историко-реалистичной точки зрения), но ведь он сам просил называть его романтиком. Романтику такое позволительно, тем более, что палящее солнце, жертвоприношения (одна из лучших сцен книги!!), смрад костров и свежесть морского бриза сопровождали меня в виде фантазмов весь период чтения, а это заслуга автора. Честно говоря, и в Африку теперь ехать не надо, - уже побывал (да и не будет там так интересно).
Тот глубокий посыл, который обычно классики вуалируют в своём произведении, здесь лежит на поверхности, но это идея от этого не становится проще, она восходит к мифологическому прошлому, к корням человечества, это вопрошание о том, кем мы являемся вне цивилизационного комфорта и размеренного планктонного существования. Что есть подлинная жизнь? Подлинная смерть? Кто ищет ответы сегодня? Единицы. Но разве не отношение человека к смерти творит его жизнь? Подобные вопросы неисчерпаемы, они полагаются этой масштабной и искренней историей, необычной для мира рачительных дельцов, в котором я имею честь находиться. Сегодня подвиг - это удачный маркетинговый ход в продажах телефона, Гамилькара заменяет Джобс, публика рукоплещет. Охватывает грусть.
Хотите вы пройти путь кастрата-жреца, путь Мато, путь Спендия или Саламбо? А может быть останетесь у компьютера и приметесь за очередной роман, так и не порассуждав над этим?
Уверен, что второе!
Флоберу пять, и до новых встреч.5225