Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним16 января 2014 г.Тяжело мне читалась эта книга.
Большая благодарность и автору Юкио Мисиме, и переводчику Григорию Чхартишвили: текст максимально читабелен для европейского читателя. На сегодня это действительно единственная прочитанная мной книга японского автора, не несущая на себе непривычной, непонятной стилистики и позволяющая читать смысл, а не выпутываться из словопостроений, возникающих при переносе смысла из иерографического текста в буквенный.
Книга читалась тяжело. Я взяла покетбук в отпуск и, прочитав кусок текста, просто была вынуждена уходить в воду - даже не осмысливать, а просто привыкать к полученной информации.
Я не понимала, как относиться к происходящему в книге, но читать было интересно. Мне казалось немыслимым писать хоть какой отзыв на неё, я и книгу-то потом оставила в номере отеля.
Уходя в воду с Золотым храмом, мне все время вспоминался красивый такой ритуал предыдущего отпуска. Ритуал, обусловленный всего лишь другим географическим положением места отдыха. Тогда рано утром я отплывала от берега, разворачивалась - и возвращалась навстречу солнцу, встающему из-за невысокого холма. Низкие лучи солнца на ряби воды рисовали вертикальную дорожку иероглифов - по ней я подплывала к берегу. Дорожка была тихая и молчаливая и в пляшущих на воде символах не было особого смысла - это было просто удачно подмеченное стечение обстоятельств. Это было красиво и заставляло ранним утром идти на пляж.
А в этом году всё было почти так и совсем не так: по солнечной дорожке нужно было плыть от берега (за один из таких заплывов в погоне за красотой мне и пригрозили переломать ласты).
Сейчас, на расстоянии, мне уже проще смотреть на историю Золотого храма Юкио Мисимы.
Появилось хоть как-то формулируемое мнение, примерно так: не может быть храм для одного, нельзя сжечь, созданное не тобой и не для тебя одного. Нельзя оставить храм только в своей душе, просто потому, что грязь и бардак вокруг, и ты не знаешь, что с этим делать. Может, немного пафосно, но так и книга-то какая: Золотой храм.Что-то мне подсказывает, что к теме нужно возвращаться постоянно, если что - буду дописывать.
Пока так." Иероглиф есть изображение, не отсылающее — как слово отсылает к какому-то референту вне самого себя, а само же являющееся и своим смыслом. Такими иероглифами, или эквивалентами смысла, материальными эквивалентами смысла для древнего человека были, скажем, звезды на небе, ведь по звездам читали душу..."
М.К.Мамардашвили.1440