Рецензия на книгу
Жураўліны крык
Васіль Быкаў
Аноним23 февраля 2023 г.По идеологически выверенным лекалам
Складно и интересно написанная повесть, но какая-то чересчур идеологически правильная, пафосно-героическая.
Осень 1941, шесть бойцов получают приказ окопаться и сутки сдерживать наступление врага, прикрывая отступающий полк. По сути ясно, что шестерка эта – смертники, но вслух этого никто (до поры до времени) не говорит. Все люди – абсолютно разные, Быков кратко погружается в биографию каждого. Крепкий мужик из сельских - старшина Карпенко. Фишер, подслеповатый искусствовед, очень сильно на «вы» с оружием. Сын раскулаченного крестьянина, обиженный на весь мир Пшеничный. Совсем молодой, неопытный как в жизни, так и в войне, Глечик. Бывший зэка, бесшабашный и неугомонный Свист. И высокомерный, сам в себе, мальчик из «правильной семьи» Овсеев. Уже по описанию судеб можно было догадаться, что на роль подлецов, если они понадобятся по ходу описания (а они таки понадобились) автор определит Пшеничного и Овсеева. Но, дабы предателям воздалось по заслугам (повесть, напомню, идеологически правильная), дивидендов от своих поступков они не получают: пошедшего сдаваться Пшеничного расстреливают немцы, а решившего сбежать Овсеева – Глечик, неожиданно обнаруживший, что умеет прицельно стрелять из трофейного пулемета.
Но самое сильное «Не верю!» вызвало описание боевых действий, вернее, урон, нанесенный этими далекими, в большинстве, от искусства боя людьми мастеровитой и обученной немецкой армии (напомню, это осень 1941 года, немцы на «пике формы», мальчиков и прочих югендов в армию еще не набирали, это будет много позже, когда погонят их на запад). Началось все с того, что Фишер, не целясь (у него было плохое зрение, в прицеле все расплывалось), одним выстрелом «снимает» офицера в движущемся мотоцикле. Ладно: случайность, бывает, давайте поверим. В дальнейшем, фактически вдвоем, старшина и Свист (молодой Глечик стрелять не умел, а Овсеев просто изображал бой, в страхе глубоко зарывшись в окопе), с помощью «дегтяря» и РПГ подбивают поочередно 2 мотоцикла (с коляской, а это 4 фрица), 2 бронетранспортера и 2 танка. Затем Свист заваливает с помощью противотанковой гранаты и третий танк. Немцы тут дебилами какими-то представлены: обнаружив засаду и потеряв 2 мотоциклета (тут тоже, ладно, поверим - допустим, что удачно наши попали), они, вместо того, чтобы из миномета прострелять весь этот квадрат (либо выкатить один танк и в упор бить до тех пор, пока все с землей не сравняется), пытаются атаковать пехотой и танками. При этом танки, заведомо зная, откуда ведется огонь, подставляются под него боком (в лоб танк из РПГ не пробить). Вот зачем эта фантастика? Ну неужели героем, достойным памяти, может быть лишь солдат, лихо подбивший танк? А как быть десятками и сотнями тысяч людей, волей рока выцепленных с «гражданки» и необученными, с винтовкой Мосина, брошенными живым мясом на вооруженных до зубов и опытных в военном деле фашистов? И зачем нам, людям далеким от военных действий, описывать алгоритм, совершенно не типичный? Только для того, чтобы усилить эффект от гибели героев повести? Или в качестве назидания: вот как должен сражаться настоящий советский боец – храбро и умело, а то, что у него винтовка 1901 года выпуска против танков, так и пофиг – он-же идеологически превосходит фашиста. Ну бред бредовый, даже не понимаю зачем Быков, сам фронтовик, пичкает читателя такими небылицами. Только могу догадываться: вероятно, он считал, что именно такой героической сказкой он поднимает патриотизм читателя и осознание нравственного превосходства над захватчиками. Спорно, как минимум.Содержит спойлеры3707