Рецензия на книгу
Шантарам
Грегори Дэвид Робертс
Аноним16 января 2014 г.А вдруг все не так просто? Вдруг перед нами не просто беспорядочная, начиненная дурными метафорами, дешевым пафосом и псевдофилософией история того еще мерзавца, с которым не то что в темном переулке, в маршрутке встретиться не хочется?
Вдруг есть не только рассказчик и автор, но и некий трансформатор между ними двумя? Не из тех, что позволяют приличным писателям держать свои мнения при себе и не транслировать их из уст рассказчика, нет. Как будто однажды посреди своих тюремных будней Грегори Дэвид Робертс решил: напишу-ка я автобиографию. Но автобиография задумалась вольной и художественной, а значит, ей нужен был не только рассказчик, отличавшийся от автора, но и, решил Робертс тоже, автор, отличавшийся от Робертса. Откладывая в сторону косяк: Робертс-реальный придумал Робертса-писателя, который один мог так беззастенчиво рассказать эту муть про Робертса-Лина.
Зачем такой трансформатор? Просто автор этой теории верит иногда в людей и не желает смириться с фактом, что организованную преступность еще идеализируют, что Коэльо-философией может вместо реплик в любом диалоге сыпать самая красивая и загадочная женщина Бомбея и не слыть при этом по праву конченой идиоткой, что только в тюрьме самые реальные пацаны, что с одного взгляда человек может определить, с кем из только что встреченных людей он подружится навеки и кому влегкую доверит жизнь. И это только о вере в человечество.
Тема медицины вообще-то подкрепляет мысль о существовании Робертса-трансформатора-писателя-автобиографа. Только выдуманное создание может получить знания, достаточные для врачевания в трущобах, после краткого курса первой помощи в университете. Только выдуманное создание выживет в тех условиях, в которых выживал много раз Лин. Только плод фантазии поднимется, избитый десятком врагов, и всем им накостыляет. И только он же избавится от героиновой зависимости за три страницы и потом всего раз о коричневом взгрустнет.
Почему еще я верю в двух разных Робертсов? Потому что написанная неприятным языком неприятная история неприятного человека среди других неприятных людей в какие-то моменты пересекается с другими, трагичными, но трогательными - которым место в обществе одного, но не второго. Очевидно, что первым на ум приходит Прабакер, но я имела в виду не его, а пирамидку историй Дидье/Викрам-Летти/Маурицио-Улла-Модена. Это же другой мир. Один из Робертсов не перешагнул бы через порог этого мира.
Вдруг в своей тюрьме Робертс-реальный раздумывал, как ему лучше построить роман, но понял, что редкому писателю позволено разразиться на 900 страниц историей без стройного сюжета или хотя бы скрепляющей концепции, а также мало-мальски удобоваримого языка. И это тоже подтолкнуло к созданию Робертса-трансформатора, который нагло писал все, как ему виделось в его жизни, но как писать теперь совершенный моветон. Потому что уважающий себя писатель второй половины 20 века не позволит своему рассказчику объяснять читателю, что к боссу мафии Кадер-бабайке Лин относился с сыновней любовью. Что тот заменил ГГ отца. Никто не скажет: "Он был мне как отец. Я любил его как сын". Писатель это если не разжует примерами, то заставит читателя задуматься и самостоятельно дойти ровно до тех же двух выводов. Это все принцип show, don't tell. Я лично не всегда его разделяю, но на примере "Ширли-мырли", пожалуй, поняла, как он порой бывает необходим.
Вдруг Робертс-реальный подумал, что сам себя перехваливать не хочет - или не за что. И породил Робертс Робертса такого, который на это был способен. Который описал себя Робин Гудом из трущоб, человеком чести, великодушным другом, прекрасным любовником, отличным бойцом, не стыдящимся признаться в страхе, но ему не поддающимся. Потому что себя таким видел.
А вдруг нет?
Закончу я, заразившись от Лина, старым добрым ultra-violence, наточу бритву Оккама и пройдусь ей по своей же теории: "Шантарам" - просто беспорядочная, начиненная дурными метафорами, дешевым пафосом и псевдофилософией история того еще мерзавца, с которым не то что в темном переулке, в маршрутке встретиться не хочется.
34235