Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Записки из подполья

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним21 февраля 2023 г.

    Я много читала у Достоевского, это один из моих любимейших авторов, но это произведение, откровенно говоря, в число любимых не войдет. Почему? Всему виной сам типаж главного героя, глазами которого мы видим все события, мыслями и категориями которого воспринимаем происходящее.

    Что примечательно в построении этого произведения. Хронология ≠ сюжет. В первой части мы видим уже как бы состоявшегося героя, человека, рассуждающего о человечестве и его неспособности к добру. "Подпольный человек", он, кстати, безымянный, поэтому я буду называть его так, считает человека деструктивным и неблагодарным, мыслящим исключительно в категориях хотения, хочу я, чтобы дважды два было пять, значит будет так, и никто мне ничего не сделает. Он отказывается жить по правилам общества, не умеет выстраивать нормальных отношений с людьми, поэтому и уходит в подполье. Так легче. Но что сделало его таким, мы узнаем только во второй части, описывающей события 15-летней давности.

    Вторая  часть состоит как бы из 3 историй:

    1) история с офицером, "оскорбившим" нашего героя безразличием. "Подпольный человек" несколько лет вынашивает план мести, скрупулезно готовится, но раз за разом тушуется и не доводит дело до конца.

    2) история с товарищами, провожающими одного из них на Кавказ. Герой не умеет дружить, это нужно понимать, и по большому счету, дружба ему не нужна, но ему хочется, чтобы его признали, взяли в круг, ведь он лучше их, они ему ему еще благодарны должны быть, что ОН до них снизошел. Но он сам портит свои отношения, выставляет себя в глупом свете, товарищи не выдерживают и бросают его.

    3) история падшей женщины, которую "подпольный человек" решил направить на путь истинный. Правда, в качестве игры и своеобразной мести товарищам, им пренебрегли, его растерли в тряпку и он не умея поступить иначе, решает отыграться на бедной девушке. Правда есть одно но, такое светлое пятно в этом произведении лично для меня. Девушка, Лиза, в моральном и духовном плане оказывается гораздо сильнее главного героя. Она его жалеет и прощает. "Подпольный человек" чистый абьюзер, как вы уже могли догадаться, он знает только тип отношений, в которых сильный властвует над слабым, и вот в этой сцене сильной становится Лиза. Герой не может этого позволить и пытается снова оскорбить ее, "заплатив за любовь", но и тут просчитывается: девушка уходит, не взяв денег.

    Это своего рода исповедь героя и его манифест, из которого позднее вырастет то же "Преступление и наказание".

    2
    292