Рецензия на книгу
Время жить и время умирать
Эрих Мария Ремарк
Аноним14 января 2014 г.Мы снова с обратной стороны. С обратной стороны фронта. И снова с нами ужас. Такой же,как и у советских солдат. Первые сцены пробирают до косточек. Война. Первая линия фронта. Фашизм. Расстрел партизан. Человечность. Да, человечность. И надежда. Эрнст Гребер - просто немецкий солдат, который хочет жить, хочет быть счастливым и надеется.
- Я хочу знать, в какой степени на мне лежит вина за преступления последних десяти лет, - сказал Гребер. - И еще мне хотелось бы знать, что я должен делать
. Ему тяжело.У русских солдат была Родина и чувство, побуждающее её защищать, и товарищество. У таких людей, как Гребер, не было ничего из этого. Они воевали на чужой земле, отдавали свои жизни за то, во что больше не верили, лишь из страха перед наказанием. Их ненавидели за то, что они боялись, за то, что их насильно заставили делать. Но вот отпуск. Он едет домой. Вы представляете,что значит для солдата поехать домой? Ремарк расскажет. Он опишет все чувства, мысли, эмоции как никто другой. Он опишет так,что Вы почувствуете воздух Германии, услышите стук колес, по Вашим рукам побегут мурашки от открывающегося вида. И вот он на пороге дома. Дома, которого нет. И бомбежки, сирены, разруха. Но Ремарк верен себе. Он настолько верит в исцеляющую силу любви, что дарит ему новую маленькую жизнь. Жизнь почти счастливую, о своему безмятежную, по своему полную. 3 недели,как 3 года,а там и все 30 лет.Книга наполнена болью, страданиями. На каждой странице мы это ощущаем. Но, как ни странно, главным тезисом романа становится вера,надежда и любовь.Ценность романа в эмоциях и мыслях, к которым придет каждый прошедший через эту книгу. Это Война с другой стороны, это боль с другой стороны, это смерть с другой стороны. Неожиданный финал, скорбь, боль за всех, кто не вернулся. Противоречивые чувства и повод задуматься. Ненависть к страху, ощущение бессилия, где-то даже обида…
Книга насыщенна размышлениями и внутренними диалогами, автор ищет правду, может справедливость, может даже истину, мы являясь молчаливыми свидетелями, не можем не подключиться к поиску, не можем не вступить в диалог с собой, не можем остаться равнодушными. Не можем1037- Я хочу знать, в какой степени на мне лежит вина за преступления последних десяти лет, - сказал Гребер. - И еще мне хотелось бы знать, что я должен делать