Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Над пропастью во ржи. Повести. Девять рассказов

Дж. Д. Сэлинджер

  • Аватар пользователя
    Jared13 января 2014 г.

    Можно начать с чего-нибудь вроде "Сэлинджер - один из тех писателей..." или, например, "когда я впервые открыл эту книгу...". И сразу получится какая-то дурацкая писанина, типа я какой-то не великий, но среднего пошиба домашний критик, обладающий хорошим вкусом и что-то там понимающий в стилях, приемах и всем остальном. И будет сквозить это дотошное "я". Хотя, оно и так будет. Речь пойдет о Глассах.

    Собственно, что с этим "я" делать, по крайней мере с ложным его аспектом - вопрос, сильно волнующий многие духовные традиции. Особенно восточные. И это вопрос, который висит над Симором, изучавшим эти традиции. И над Бадди, нервно выписывающим десятки примечаний и пояснений в своей полудневниковой повести. И над Фрэнни и Зуи тоже. Это "ложное я" каким-то образом нужно победить. Нельзя его питать. Нельзя давать ему эмоций и ощущений. Симор, который таки нашел способ избавиться от "я", изо всех сил пытается отрешиться от эмоций. Но не может. Он слишком счастлив, а в этом счастье слишком много "я". Бадди, для которого Симор - непререкаемый авторитет, идет примерно той же дорогой. Старшего брата он видит настоящим Поэтом в самом духовном смысле этого слова. И сам стремится к эдакому Совершенству. Он, конечно же, любит всех, даже самых неприятных своих студенток. И родственников любит. На расстоянии, где-то в глуши, никак не участвуя в их жизни.

    Совершенно другой дорогой идет Зуи. Об этой дороге он рассказывает Фрэнни, потерявшейся где-то на перекрестке. Очень эгоистично, - говорит Зуи, - быть духовным дома. Очень эгоистично считать, будто ты знаешь, где "ложное я", а где "истинное". В конце концов, просто губительно идти за каким-то придуманным идеалом, не задаваясь смыслом такого предприятия. Вместо ухода в аскетический, отрешенный образ жизни, он предлагает исполнение предназначения - реализацию своего "я" - в миру. Вместо отречения от мира со всеми его гадостями и страданиями - самоотречение, отречение от себя в пользу мира.

    В заключении хотелось бы отметить, что благодаря то ли стилю и приемам, то ли чему-то еще, персонажи выглядят очень живыми. Более того, к ним проникаешься доверием, а потому ни один из них не заслуживает осуждения, хотя вектор симпатии смещается постоянно. Возможно, это зависит от того, кто, когда и как читает.

    13
    48