Рецензия на книгу
Let Me In
John Ajvide Lindqvist
Little_Dorrit11 января 2014 г.Вообще, получив эту книгу в «Книгомарафоне», ожидала увидеть, ну, по крайней мере, колоритную историю на просторах северной страны. Хотя бы чуточку описания Швеции, ну не знаю, должны же быть хоть какие-то декорации. Но кроме названий городов и том, что там так много льда и снега, я ничего не увидела. Под описание может подходить зимой любая страна. Так что с местным колоритом получился пролёт. Впрочем, это же не книга о страноведение.
А вообще вампиры теперь молодеют не по дням, а по часам. Ну ладно, не вампиры, просто люди жаждущие крови, с клыками и ногтями. Вообще странная у писателей тенденция, когда хотят описать что-то такое, резко начинают снижать возраст. Дракуле, например, было несколько сотен лет, хотя выглядел он на 45-50 лет, но чем дальше шли годы, тем моложе становились персонажи. И вот, надо же, дошло до отметки 12 лет. Нет, я, конечно, понимаю, что сейчас многие подростки стремятся стать старше, но не до такой же степени. Хотя нет, Оскар всё же продолжал плавать в своём подростковом мире, борясь с полнотой, насмешками и желанием отомстить. Первая любовь, первые эмоции. Наверное у всех подростков первое желание – доказать всем, чего они стоят, что они смелые, храбрые и ловкие. В школе ты трус, а за её пределами – воин. И всё было бы хорошо, если история была складная.
История не то чтобы ужасная или мерзкая, нет, в целом-то и не такое в книгах видишь, просто я логики не вижу. Убийство, персонажи, диалоги не связанные между собой. Любовь, извращения, убийства, всё в одном месте, сюда добавить всех жертв этой истории, и получится полная каша. Это ж вам, не «Жди меня», где по обрывочным сведениям ищут родного человека. Для чего тут история отца Оскара? Для чего тут болтовня Йохана? Какой смысл всё это имеет для книги? То ли я концепцию хаоса не поняла, то ли и правда перебор, по всем пунктам. А ответы хотелось всё-таки получить, а то выйдет, как с «Письмами Амины», где не понятно где начало, где конец и есть ли основа. Если сюжет просто о том, что ничто превращается в пустоту, тогда зачем этот сюжет нужен? Для создания очередного ужастика? Так, вроде, все сюжеты, что можно было, уже рассказаны, и дивиться чему-то, ну не знаю. Интересно, но взять бы всё это, соединить в одну цепь, а не скакать с одного места на другое, когда мысли путаются.
Иногда в голове возникают разносторонние мысли, с одной стороны, чем ближе к концу появляется единая цельная картина. Оскар начинает осознавать, с кем он связался, но с другой стороны, открытие его для читателя не ново. Изначально же известно, кто маньяк, кто вампир, а кто просто с краю. И не так интересно гадать, выяснит он правду или останется в непонятках, и так очевидно. Зачем создавать тайну из ничего? Не хочу непоняток, не хочу белиберды, хочу суть, хочу цельную картину. Чтобы кубик Рубика наконец собрался. И мальчик аки девочка, наконец, определился, кем, собственно говоря, хочет быть. Но по мне так, такую двойственность уже описала Джоанн Харрис в «Джентльмены и игроки», к слову гораздо интереснее и более циничнее. Если автор сам понимает своё детище, это не всегда означает, что и читатель тоже. Ещё и Достоевского приплёл, видимо для полноты картины. Не много ли событий для 300 страниц?
Но ладно, плюсы всё же есть, например, этот сюжет на грани отвращения, мерзости, грязи в прямом смысле. Лужи крови, чавканье. Нет, вы не напугаетесь, вас просто вывернет от отвращения, вы зажмуритесь, вы начнёте убегать, но забыть не сможете. Грязь, грязь везде, мрак, сумрак, целься выше, в самое сердце – это финал всему. Радости, боли, разочарования. И это не отнюдь творение доктора Франкенштейна, это безумие в чистом виде, которое заставляет убивать.
58605