Рецензия на книгу
Great Gatsby
Ф. С. Фитцджеральд
heytristesse11 января 2014 г.Пожалуйста, не беритесь читать эту книгу на пике новомодного интереса к Фицджеральду спустя несколько затхлых десятилетий. Пожалуйста, не беритесь читать эту книгу, узнав о ней после выхода фильма. Пожалуйста, не беритесь писать рецензию на эту книгу, решившись написать свой отзыв лишь только после просмотра экранизации.
Нисколько не осуждаю счастливых владельцев данной книги в безупречно мягком формате — именно том, который изображен на фотографии — отдающим горьковатым типографским запахом плохо пропечатанных на газетной бумаге страниц — формате, удобным для носки (и демонстративного чтения в метро, само собой: небрежно потупленный в книгу взгляд интеллигента, невзначай отогнутый уголок на предпоследней странице или же на извечной маниловской тринадцатой) — но просто хочу задать один вопрос. Нет, какой, к черту вопрос? Я действительно осуждаю людей, прочитавших эту книгу. Прочитавших эту книгу после выхода ширпотребного фильма с изрядно раздавшимся Ди Каприо, нахально смотрящего на зрителя поверх бокала с искрящимся шампанским в совершенно не уместной для него роли Гэтсби. Количество переворотов Фицджеральда в гробу обратно пропорционально соотношению авторского образа с подобранным актером, и смехотворен тот, кто будет с этим спорить.
О самой книге: она, бесспорно, шедевральна. Замечу один лишь ее недостаток: зачастую, как это и бывает у именитых писателей, главный шедевр, прозванный таким в угоду желания хвалебных критиков, затмил остальные, не менее достойные, произведения писателей. Однако остальные романы Фицджеральда отнюдь не теряют на фоне такого сравнения, но, наоборот, приобретают своеобразную изюминку неограненных алмазов плода писательского таланта.
Много уже было сказано об этом произведении, но несомненно одно: это книга о величайшей любви, любви, несомненно, разрушительной, любви разнузданной с послевкусием горьковато-сладкого отчаяния; это пока не ремарковские отчаянные цеплянья одного человека за другого в попытке не потерять себя, но уже и не напыщенные сладостной экзальтацией любовные интриги рубежа веков. Любовь показана здесь так же беспристрастно, как наблюдаемая букашка под неистощимым объективом микроскопа в пропавшей хлороформом лаборатории жизни — вот что делает ее вечной.417