Рецензия на книгу
The Invisible Life of Addie LaRue
V. E. Schwab
Аноним13 февраля 2023 г.Поставила пометку «спойлер», но их тут минимально, на сюжет они, на мой взгляд, никак не влияют. Почти не заходила в спойлерах дальше описания сюжета, которое представлено здесь на страничке. Если задаетесь вопросом, читать или не читать книгу, то смело открывайте эту рецензию. Сюжетных поворотов я не спойлерила.
Не умею в рецензии, даже не собиралась писать ничего такого в ближайшее время, но эта книга заставила меня изменить своё мнение :))
Предыстория: книгами в жанре Y&A я переболела ещё лет в 16, почти 10 лет спустя стараюсь все-таки читать что-то из классики, но всегда даю возможность новым, современным авторам. Про эту книгу я вообще могла никогда не узнать, если бы мне не попались на ютубе зарубежные фанатские видеоролики про Адди и Люка. Спойлер: видео сделаны намного более талантливо и интереснее, чем написана книга.
Тремя словами. Это. Очень. Плохо.
Начиная с сюжета. Спойлер: я бросила читать на середине книги, а сюжет только-только сдвинулся с мертвой точки. Как тут уже писали, постоянное повторение сюжета: Адди никто не может запомнить/вспомнить, она страдает. Все триста лет своей жизни. Что в 18 веке, что в 21. Сюжеты сцен сменяются с минимальным изменением деталей, но все это я уже читала пятьдесят страниц назад. Слово в слово. Никаких новых выводов, никаких рефлексий, кроме «Ой что же делать, что же я натворила».
Сюжет просто никакой. Герои картонные. Диалоги наиглупейшие. Когда бралась за книгу, была в полнейшем предвкушении: это же сколько всего можно придумать?! Например:
1. Меняется мир, и героиня вместе с ним (спойлер: абсолютно никак). Нас знакомят с ней в 18 веке, когда она живет в французской деревушке, где есть озеро, лес и пара-тройка шаблонных героев, а затем мы переносимся в современность. Никакого анализа происходящего, никаких мыслей-рассуждений, философствований вы тут не встретите. Ну тут же столько было возможностей! Столько глубоких мыслей можно было вложить в уста главной героини... Хоть какой-то анализ происходящего.
Она сама видела фотоаппараты на треногах, напоминающие неповоротливых зверей, которые прятали фотографа под тяжелым занавесом. Застала изобретение черно-белой пленки, а затем цветной. Неподвижные кадры превратились в видео, аналоговая аппаратура стала цифровой, а огромные истории легко помещаются на одной ладони.
Брошенная между делом фраза. На этом, собственно, все. Никаких мыслей, эмоций по этому поводу. Ни-че-го. Как будто бы автору нужно было вставить хоть какую-нибудь фразу в сюжет про то, как меняется мир и технологии, чисто для приличия, чтоб не забывали, что вообще-то героиня-то уже 300 лет живет!
2. Мрак. Это же такой колоритный должен был получиться персонаж! Дух/божество, истинное зло, которому не одна тысяча лет, который наблюдал за эволюцией всего человечества! Появляется в сюжете раз в главу, томно что-то нашёптывает главной героине на ухо и скрывается в темных углах комнат. Ну какие можно было завернуть диалоги на пару десятков страниц с главной героиней! Как можно было классно расписать его мотивацию совершать зло! Спойлер: ничего такого к середине книге нет. Пустой злодей с клишированной харизмой (любой плохиш из более-менее популярных фанфиков на фикбуке даст ему фору...)
3. Отдельно хочется выделить главную героиню. То, как в неё влюбляется буквально каждый персонаж, которого она встречает и проводит с ним ночь, это, конечно, феноменально. Я понимаю, что хотел, наверное, донести автор. Вот, мол, у Адди такой невероятный жизненный опыт, столько увидела на своих веках. Стольким может поделиться! Но буквально все диалоги и монологи однотипны, односложны и неинтересны. Как может каждый молодой парень/девушка в неё влюбиться всего за ночь, если они перекидываются парой-тройкой простейших фраз в стиле: «посмотри какой чудесный закат!», «кажется, я украла книгу в твоём магазине! искуплю свою вину, купив тебе кофе!» После этого каждый персонаж без памяти в неё влюбляется и запоминает неуловимый шлейф, связанный с Адди. Бред.
4. Монологи/диалоги. С этим тоже все очень плохо. Говорить ещё раз про то, что автор упустила сотню возможностей для главной героини порефлексировать над своими чувствами будет глупо, да? Никакого анализа, никаких глубоких самокопаний. Я садист, который любит, чтоб главный герой ковырял себя тупой ложкой, обливал помоями из ржавого ведра и все время приговаривал: «как вкусно! Хочу страдать ещё!» И желательно, чтоб на сотню страниц, в стиле Достоевского и его «Преступления и наказания». Но тут вы встретите только что-то в стиле: «Как же глупо я поступила! Что же делать? Буду жить назло своему врагу!» Буквально.
Для примера открыла на рандомной странице, проскроллив в читалке на телефоне бегунок. Я даже не пыталась искать подходящий по смыслу отрывок... Вот такими блеклыми цитатами испещрена вся книга:
«Забывать – грустно. Но тому, кого забыли, очень одиноко. Он помнит то, что забыли остальные.»
Камон, девчонке триста лет, а она рассуждает и излагает мысли на все 15.
Диалоги ни чем не лучше... Я бы даже сказала хуже.
– А себе почему ничего не взяла [кофе]?
Та [Адди] только отмахивается.
– Не хочу пить, – врет она.
– Очень странно.
– Почему? Я обещала угостить тебя кофе. <...> Ладно, я потеряла бумажник. На две порции не хватило.
– Так ты поэтому украла книгу? – хмурится Генри.
– Я ее не крала, просто хотела обменять. К тому же я извинилась.
– Разве?
– Кофе, – кивает она на чашку.
И вот таких диалогов-ни-о-чем занимает добрая часть книги. Я понимаю, это повседневность и тд, но можно же тот же диалог написать намного интереснее и короче!
5. И последняя моя боль, это описание декораций. В прямом смысле этого слова. Пока читала, постоянно себя ловила на мысли, что читаю пьесу, а не роман (или что это вообще такое?))) Каждый раз, когда начинается новая сцена, нас вводят в курс дела, где мы находимся, что мы наблюдаем:
7 глава
10 марта 2014
Нью-Йорк
У края Проспект-парка кучкой старых кумушек гнездятся рыночные ларьки. Число киосков с белыми козырьками на зиму сократилось, а теперь опять стало расти. На прилавках с корнеплодами, хлебом, мясом и прочими устойчивыми к холодам продуктами тут и там появляются цветные вкрапления – новые товары.
Представили? Едем дальше, на сцену выходит Адди:
Адди лавирует между покупателями, держа путь к маленькой белой палатке под названием «Проснись и пой»...
И так постоянно. Может, я придираюсь, но меня жутко раздражало. На мой взгляд, это говорит о непрофессионализме автора, гораздо интереснее было бы разбросать эти детали по мере повествования в течении главы.
6. Вынесу так же в отдельный пункт аудио-версию книги. В последне время читаю/слушаю именно так, так вот эта озвучка, не помню точно имя девушки, просто ужасна. А мне есть с чем сравнить. Мне часто казалось, что это вообще запись робота с ИИ в стиле Яндекс Алисы и Гугл-переводчика. Безэмоционально, без души, а мужские голоса ещё и зачем-то старались сделать более мужественными. Нет, увольте.
Подводя итог, могу сказать, что я давала этой книжке несколько шансов. Потому что меня подкупали уж очень красивые видеоролики зарубежных фанатов на ютубе с Томом Хьюзом. Но это просто бесталанно и безвкусно написано. Последней каплей стало это:
О чем-то Генри умалчивает, но Адди не знает, как спросить. Она берет пельмешек и кладет его в рот.
Пельмешек... Выключила нафиг я эту книжку и пошла продираться сквозь дебри «Бесов» Достоевского, потому что мозг мне Адди Ларю знатно поплавила.
Закончу, пожалуй, фразой Мрака, тоже, к слову, случайно найденной, пока искала цитаты для рецензии:
– Какое разочарование. <...> Признаюсь, моя дорогая, я ожидал большего…Содержит спойлеры10366