Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Invisible Life of Addie LaRue

V. E. Schwab

  • Аватар пользователя
    Аноним13 февраля 2023 г.
    Поставила пометку «спойлер», но их тут минимально, на сюжет они, на мой взгляд, никак не влияют. Почти не заходила в спойлерах дальше описания сюжета, которое представлено здесь на страничке. Если задаетесь вопросом, читать или не читать книгу, то смело открывайте эту рецензию. Сюжетных поворотов я не спойлерила.

    Не умею в рецензии, даже не собиралась писать ничего такого в ближайшее время, но эта книга заставила меня изменить своё мнение :))

    Предыстория: книгами в жанре Y&A я переболела ещё лет в 16, почти 10 лет спустя стараюсь все-таки читать что-то из классики, но всегда даю возможность новым, современным авторам. Про эту книгу я вообще могла никогда не узнать, если бы мне не попались на ютубе зарубежные фанатские видеоролики про Адди и Люка. Спойлер: видео сделаны намного более талантливо и интереснее, чем написана книга.

    Тремя словами. Это. Очень. Плохо.

    Начиная с сюжета. Спойлер: я бросила читать на середине книги, а сюжет только-только сдвинулся с мертвой точки. Как тут уже писали, постоянное повторение сюжета: Адди никто не может запомнить/вспомнить, она страдает. Все триста лет своей жизни. Что в 18 веке, что в 21. Сюжеты сцен сменяются с минимальным изменением деталей, но все это я уже читала пятьдесят страниц назад. Слово в слово. Никаких новых выводов, никаких рефлексий, кроме «Ой что же делать, что же я натворила».

    Сюжет просто никакой. Герои картонные. Диалоги наиглупейшие. Когда бралась за книгу, была в полнейшем предвкушении: это же сколько всего можно придумать?! Например:

    1. Меняется мир, и героиня вместе с ним (спойлер: абсолютно никак). Нас знакомят с ней в 18 веке, когда она живет в французской деревушке, где есть озеро, лес и пара-тройка шаблонных героев, а затем мы переносимся в современность. Никакого анализа происходящего, никаких мыслей-рассуждений, философствований вы тут не встретите. Ну тут же столько было возможностей! Столько глубоких мыслей можно было вложить в уста главной героини... Хоть какой-то анализ происходящего.


    Она сама видела фотоаппараты на треногах, напоминающие неповоротливых зверей, которые прятали фотографа под тяжелым занавесом. Застала изобретение черно-белой пленки, а затем цветной. Неподвижные кадры превратились в видео, аналоговая аппаратура стала цифровой, а огромные истории легко помещаются на одной ладони.

    Брошенная между делом фраза. На этом, собственно, все. Никаких мыслей, эмоций по этому поводу. Ни-че-го. Как будто бы автору нужно было вставить хоть какую-нибудь фразу в сюжет про то, как меняется мир и технологии, чисто для приличия, чтоб не забывали, что вообще-то героиня-то уже 300 лет живет!

    2. Мрак. Это же такой колоритный должен был получиться персонаж! Дух/божество, истинное зло, которому не одна тысяча лет, который наблюдал за эволюцией всего человечества! Появляется в сюжете раз в главу, томно что-то нашёптывает главной героине на ухо и скрывается в темных углах комнат. Ну какие можно было завернуть диалоги на пару десятков страниц с главной героиней! Как можно было классно расписать его мотивацию совершать зло! Спойлер: ничего такого к середине книге нет. Пустой злодей с клишированной харизмой (любой плохиш из более-менее популярных фанфиков на фикбуке даст ему фору...)
    3. Отдельно хочется выделить главную героиню. То, как в неё влюбляется буквально каждый персонаж, которого она встречает и проводит с ним ночь, это, конечно, феноменально. Я понимаю, что хотел, наверное, донести автор. Вот, мол, у Адди такой невероятный жизненный опыт, столько увидела на своих веках. Стольким может поделиться! Но буквально все диалоги и монологи однотипны, односложны и неинтересны. Как может каждый молодой парень/девушка в неё влюбиться всего за ночь, если они перекидываются парой-тройкой простейших фраз в стиле: «посмотри какой чудесный закат!», «кажется, я украла книгу в твоём магазине! искуплю свою вину, купив тебе кофе!» После этого каждый персонаж без памяти в неё влюбляется и запоминает неуловимый шлейф, связанный с Адди. Бред.

    4. Монологи/диалоги. С этим тоже все очень плохо. Говорить ещё раз про то, что автор упустила сотню возможностей для главной героини порефлексировать над своими чувствами будет глупо, да? Никакого анализа, никаких глубоких самокопаний. Я садист, который любит, чтоб главный герой ковырял себя тупой ложкой, обливал помоями из ржавого ведра и все время приговаривал: «как вкусно! Хочу страдать ещё!» И желательно, чтоб на сотню страниц, в стиле Достоевского и его «Преступления и наказания». Но тут вы встретите только что-то в стиле: «Как же глупо я поступила! Что же делать? Буду жить назло своему врагу!» Буквально.

    Для примера открыла на рандомной странице, проскроллив в читалке на телефоне бегунок. Я даже не пыталась искать подходящий по смыслу отрывок... Вот такими блеклыми цитатами испещрена вся книга:


    «Забывать – грустно. Но тому, кого забыли, очень одиноко. Он помнит то, что забыли остальные.»

    Камон, девчонке триста лет, а она рассуждает и излагает мысли на все 15.

    Диалоги ни чем не лучше... Я бы даже сказала хуже.


    – А себе почему ничего не взяла [кофе]?

    Та [Адди] только отмахивается.

    – Не хочу пить, – врет она.

    – Очень странно.

    – Почему? Я обещала угостить тебя кофе. <...> Ладно, я потеряла бумажник. На две порции не хватило.

    – Так ты поэтому украла книгу? – хмурится Генри.

    – Я ее не крала, просто хотела обменять. К тому же я извинилась.

    – Разве?

    – Кофе, – кивает она на чашку.

    И вот таких диалогов-ни-о-чем занимает добрая часть книги. Я понимаю, это повседневность и тд, но можно же тот же диалог написать намного интереснее и короче!

    5. И последняя моя боль, это описание декораций. В прямом смысле этого слова. Пока читала, постоянно себя ловила на мысли, что читаю пьесу, а не роман (или что это вообще такое?))) Каждый раз, когда начинается новая сцена, нас вводят в курс дела, где мы находимся, что мы наблюдаем:


    7 глава

    10 марта 2014

    Нью-Йорк

    У края Проспект-парка кучкой старых кумушек гнездятся рыночные ларьки. Число киосков с белыми козырьками на зиму сократилось, а теперь опять стало расти. На прилавках с корнеплодами, хлебом, мясом и прочими устойчивыми к холодам продуктами тут и там появляются цветные вкрапления – новые товары.

    Представили? Едем дальше, на сцену выходит Адди:


    Адди лавирует между покупателями, держа путь к маленькой белой палатке под названием «Проснись и пой»...

    И так постоянно. Может, я придираюсь, но меня жутко раздражало. На мой взгляд, это говорит о непрофессионализме автора, гораздо интереснее было бы разбросать эти детали по мере повествования в течении главы.

    6. Вынесу так же в отдельный пункт аудио-версию книги. В последне время читаю/слушаю именно так, так вот эта озвучка, не помню точно имя девушки, просто ужасна. А мне есть с чем сравнить. Мне часто казалось, что это вообще запись робота с ИИ в стиле Яндекс Алисы и Гугл-переводчика. Безэмоционально, без души, а мужские голоса ещё и зачем-то старались сделать более мужественными. Нет, увольте.

    Подводя итог, могу сказать, что я давала этой книжке несколько шансов. Потому что меня подкупали уж очень красивые видеоролики зарубежных фанатов на ютубе с Томом Хьюзом. Но это просто бесталанно и безвкусно написано. Последней каплей стало это:


    О чем-то Генри умалчивает, но Адди не знает, как спросить. Она берет пельмешек и кладет его в рот.

    Пельмешек... Выключила нафиг я эту книжку и пошла продираться сквозь дебри «Бесов» Достоевского, потому что мозг мне Адди Ларю знатно поплавила.

    Закончу, пожалуй, фразой Мрака, тоже, к слову, случайно найденной, пока искала цитаты для рецензии:


    – Какое разочарование. <...> Признаюсь, моя дорогая, я ожидал большего…

    Содержит спойлеры
    10
    366