Рецензия на книгу
Самолет без нее
Мишель Бюсси
Аноним8 февраля 2023 г.Недективный детектив
Обложка аудиокниги, которую любезно предложило мне приложение, помимо красивого золотого самолета-брелока на фоне потрясающе синей карты Европы значилось: "Мишель Бюсси, детективщик №1 во Франции". Пожалуй, это был самый странный детектив, что я читал.
Здесь я должен отметить, что я читал в основном классические детективы - Конана Дойля или Агату Кристи; современные детективы каким-то образом умудрялись ускользнуть от моего пристального внимания. Поэтому мои представления о детективном жанре несколько устарели
Меня обескуражило множество сюжетных линий - странная, достаточно не интригующая, но почему-то достаточно затягивающая загадка маленькой девочки; смерть детектива, которая изначально пытается быть самоубийством; странные полуромантические отношения между братом и сестрой, отчаянно намекающие на инцест (да-да, уважаемый читатель, книга пытается сказать там, что братско-сестринские чувства возникают не в результате долгой совместной жизни, формирования с самого нежного и юного возраста; а в результате исключительно генетической принадлежности, которую люди чувствуют каким-то неясным чувством; романтические чувства, таким образом, говорят главному герою о том, что его сестра, вероятно, вовсе не его сестра!). Эти сюжетные линии развиваются с разной скорость и интенсивностью, но легкий слог и хорошая начитка не дают в них запутаться.
Думаю, тот факт, что я слушал аудио версию книги сыграло большую роль, в том, что я в итоге книгу закончил. Откровенно говоря, книга не настолько хороша, чтобы захватить меня на 400 бумажных страниц, чтение которых нельзя совместить с какой-то механической работой, повседневными делами. Но как фон - книга идет хорошо, даже отлично.
Увы, но в рецензии нельзя всерьез обсуждать концовку детектива. И все-таки я скажу пару слов. Главную интригу книги легко угадать примерно на середине даже если совершенно не пытаться гадать (в крайнем случае догадка появится в последней трети). Что касается остальных сюжетных линий - все из них заканчиваются ээм... странно. Некоторые повороты и твисты ошарашивают, но совсем не в хорошем смысле. В остальном - все очень ровно, без удивлений и ярких эмоций.
В конце меня ждало еще одно удивление - язык автора. Речь разных персонажей - молодых и старых, письменная и устная, мимолетные наблюдения и воспоминания далекого прошлого - написана абсолютно одинаково. Великий литературовед Михаил Бахтин писал, что роман являет уникальным жанром именно благодаря многоголосию, полифонии; умению встраивать в свой авторский голос речь разных людей, разные стили и речевые жанры (см. монографию "Слово в романе"). Я вспомнил эту мысль в самом конце, когда ощущение одинаковости накопилось, и я обратил на это внимание. В этот момент один из ключевых свидетелей спонтанно вспоминает события 20-летней давности - при это вдается в мельчайшие детали, делает лирические отступления, строит витиеватые фразы - и все это во время неожиданного телефонного звонка! Точно таким же стилем написан дневник, который детектив пишет, чтобы собрать в одном месте все детали долгого расследования. Лирические отступления, прямые обращения к читателю создают впечатление будто сыщик пишет детективный роман, а не просто дневник для узкого круга читателей. Я могу продолжать приводить примеры, но все же буду краток: "Самолет без нее" - не образец изящной словесности.
В итоге плюсы и минуты, ровное повествование и эмоции после прочтения заставляют поставить такую же ровную оценку - 3.
4201