Рецензия на книгу
Где ты был, Адам?
Генрих Бёлль
Lesik_cs6 января 2014 г.Начну с небольшого вступления. Если бы не игра «Долгая прогулка» не знаю, столкнулась бы я с этим автором, а столкнувшись, осмелилась бы прочесть?
Так получилось, что свою первую рецензию я не сохранила, и пока писала эту, убедилась лишний раз, что прежде чем мне писать отзыв о какой либо книге, мне нужно как минимум полдня всё взвесить, проанализировать, ещё раз обдумать. Первый вариант был слишком горячий, причем в плохом смысле этого слова, поэтому к лучшему, что он не сохранился.
Генрих Белль – выдающийся и талантливый немецкий прозаик, и новеллист второй половины ХХ столетия…
Практически на каждом сайте подобным образом начиналось повествование об этом противоречивом для меня авторе. Из этих же сайтов я узнала, что Генрих сам служил на восточных и западных фронтах. Это отложило большой отпечаток на его творчестве. И так или иначе тема войны затрагивалась во всех его произведениях. Согласитесь, это дает немало информации будущему читателю.
Там и тут мой взгляд натыкался на то, что Белль не любил войну. И особенно четко это прослеживалось в его ранних произведениях. Казалось, что молодого писателя неотступно преследуют фронтовые воспоминания. Что ему требуется излить из себя эти внутренние переживания, что он, собственно говоря, и делал.
Не знаю, почему мой выбор пал именно на это произведение. Но именно оно привлекло мое внимание. Уже позже я узнала, что как раз первым романом принесшим успех Г.Беллю, был «Где ты был, Адам?», повествующий о судьбах фронтовиков на исходе войны.
Белль-мастер воинской прозы, вот и этот роман охватывает эта тема. Стоит признать, что стиль писателя довольно своеобразен. А язык правдив и реалистичен. Редко встретишь, чтобы казалось совершенно различные нити повествования сплетались в один единый жгут. Даже сами герои не подозревают, что они тесно связаны друг с другом.
Мне очень понравилось, как автор ненавязчиво, но, тем не менее, весьма точно и ярко описывает каждую деталь характера, что сам читатель невольно начинает или любить или ненавидеть того или иного персонажа.
Первые главы сбивали меня с толку: слишком много героев. Поначалу непонятно, чем связаны все эти люди, встречающиеся в романе – пожилой врач, оставшийся с раненым, среднестатистический архитектор, учительница-еврейка, начальник конц-лагеря, помешанный на хоровом пении, буфетчик из госпиталя… Только посередине книги я начала осознавать…
Всех связывала неизбежная смерть… Но это не та смерть, что подруга любой войне. Эта смерть я бы сказала, случайна. Сложись ситуации чуть-чуть по-другому, все бы они могли выжить. Но нет, Белль неумолим перед своими персонажами.
Автор показывает нам неминуемую, а самое главное глупую смерть своих героев. Одного смерть подстерегала тогда, когда он доставлял вино своему начальнику. Другого - когда он мучился приступом дизентерии. Третьего она берегла 4 года… И вот он опустошенный, поздно осознавший свою истинную любовь стоит практически на пороге родительского дома, тут она его и забирает, с помощью одного из снарядов. И лишь смерть Илоны кажется нам более менее логичной среди всего этого абсурда. Комендант концлагеря, помешанный на вокальном искусстве и создавший лагерный хор из своих жертв, предлагает ей спеть.
– Спойте что-нибудь.
Она смотрела на него, не понимая.
– Ну, пойте же, – сказал он нетерпеливо, – что-нибудь, все -равно что…
Илона запела. Она пела литанию, ту, что поют в праздник всех святых, лишь недавно она нашла новую обработку этой литании и записала, чтобы разучить ее с детьми. Во время пения она хорошо разглядела этого человека, и когда он встал и посмотрел на нее, Илона поняла, наконец, что такое страх.
Услышав в её пении истинную веру в бога и в человечество, он не выдерживает и выпускает всю обойму в это олицетворение теплоты и просветленности.
Я долго колебалась, какую оценку поставить. С одной стороны эта книга далась мне тяжело, я буквально заставляла себя, её читать. Не было, обещанного мне: «Книга читается легко и просто, ты не можешь оторваться от неё». Хотя тут, наверное, роль сыграло дело вкуса...
И с другой стороны немало моментов, которые заставляли меня задумываться. А если книга побуждает тебя задуматься, это о чем то, да говорит.
Особенно мне хотелось бы упомянуть один эпизод. Перед наступлением русских танков немецкие солдаты покидают Венгерскую деревушку. Но Врач Шмиц и фельдфебель Шнейдер остаются, поскольку одного пациента нельзя было эвакуировать после операции. И вот уже все покинули деревню. Они остались вдвоем, вернее втроем.
Шнейдер предлагает сходить к насыпи и посмотреть, далеко ли русские танки…
Выйдя из-за деревьев, он обнаружил, что танков было много. Они стояли в боевых порядках, выстроившись в длинные шеренги. На их броне Шнейдер впервые в жизни увидел красные звёзды — огромные, чужие, устрашающие. Вот он уже у навозной ямы, остаётся пройти ещё мимо нескольких грядок, через молодую поросль питомника и, миновав лужайку, вскарабкаться на насыпь. Но, дойдя до навозной ямы, Шнейдер словно прирос к месту: он почувствовал прилив неодолимого страха. В самом начале пути он ещё не понимал, что такое страх, он ощущал только, что кровь леденеет в жилах. Но теперь кровь, словно огонь, бешено билась, стучала в виски, а перед глазами, заслонив всё остальное, будто кровавая завеса, стояли огромные красные звёзды.
Именно этот момент, произвел на меня большое впечатление. Более того мне стало жутко, когда я это читала. Несмотря на то, что наступали «наши».
Я поняла, что немцы не машины, им также страшно умирать. Они так же боялись наступления русских танков, как наши солдаты боялись их танков. Вы, конечно же, надо мной посмеетесь и скажете: «Само собой! Это такие же люди. Их страдания, страхи и боль равны страданиям русских людей». Но что тут поделаешь, когда в душе бушует патриотизм и обида за миллионы невинных жизней. Ну да не об этом сейчас…
Ничего слезного и печального я не нашла в этой книге. Более того, мне кажется всё написано четко, я бы даже сказала сухо, а самое главное, пожалуй, жизненно.
В заключение хотелось бы процитировать аннотацию, потому что я считаю в ней всё довольно четко и ясно сказано.
Бёлль был убежден, что ответственность за преступления нацизма и за военную катастрофу, постигшую страну, лежит не только на тех, кого судили в Нюрнберге, но и на миллионах немцев, которые шли за нацистами или им повиновались. Именно этот мотив коллективной вины и ответственности определяет структуру романа «Где ты был, Адам?». В нем нет композиционной стройности, слаженности, которой отмечены лучшие крупные вещи Бёлля,– тут скорее серия разрозненных военных сцен. Но в сюжетной разбросанности романа есть и свой смысл, возможно, и свой умысел. Наперекор лживой идейке «фронтового товарищества», которая насаждалась в течение десятилетий немецкой националистической литературой, Бёлль показал вермахт как сборище людей, чужих и равнодушных друг к другу.
P.S. Не думаю, что я ещё раз перечитаю эту книгу. Но с творчеством автора, мне хотелось бы продолжить знакомство.
Книга прочитана в рамках игры "Долгая прогулка" 2014.15222