Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Золотой храм

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним5 февраля 2023 г.

    ломать - не строить

    Школа дзэн-буддизма Риндзай-сю появилась в Японии в XII веке. В XIV веке на некогда заброшенной территории, бывшей собственности влиятельного рода Фудзивара, строится храм Кинкакудзи — «Золотой павильон». Разбитый в XV веке сад, глубокое чистое озеро с зеркальным отражением, острова Черепахи и Журавля составляют цельную гармоничную композицию. Фото приложу, чтобы полюбовались.

    Эта информация необходима, так как рассказчик с детства наслышан о Золотом храме, и с самого начала рассматривает карьеру в религии. Персонаж — типичнейший герой Мисимы: заносчивый тип, сознающий, что он жалок, но не желающий ничего менять. Не пытаясь искать общий язык со сверстниками, он старается, наоборот, отмежеваться, хотя бы через врождённое заикание.

    Итак, в 1950-ом «Золотой храм» сжигает молодой ученик-монах, зачем пытается наложить на себя руки. Бедолагу спасли, судили, и спустя шесть лет он умирает в тюрьме от туберкулеза. Выставленные внутри ценные экспонаты сгорели, Храм смогли восстановить только ближе к нулевым. Мисима попытался творчески осмыслить, как бедолага-послушник докатился до вандализма собственного храма. Роман получился обалдеть какой популярный, а также весьма читабельный благодаря авторским разъяснениям и отступлениям.

    В общем, это автобиография героя, токсичного, но начитанного, охватывающая период с начала Второй мировой до 1950-ого. Мисима неплохо жонглирует словами, поэтому за мыслью придется поспешать, а рассуждает рассказчик долго и обстоятельно. Люди вокруг него живут и не заморачиваются, а он все стремится какому-то невероятному идеалу. В какой-то момент недостижимый идеал Прекрасного обретает форму Золотого храма. С этой поры, парню даже ни женщину не познать, ни сигаретку выкурить, ни поистязать кого-нибудь, все перед глазами этот храм стоит. Куда деваться? Еще во время войны парень хотя бы опасался, мол, сейчас и храм взорвут, и меня вместе с ним, и все будет хорошо. Война прошла, конец света не наступил. Что ж делать-то? Рассказчик додумывается, что человек обретает бессмертие в чужой памяти, в то время как храм можно самому спалить ко всем чертям, чтобы его сразу же забыли. Мол, если ты меня не принимаешь, но держишь железной хваткой, так не доставайся же никому.

    С одной стороны, роман можно читать исключительно ради желания последить за персонажем. Он бегает хвостиком за последними уродами, а от нормальных людей шарахается — комичное зрелище. С другой стороны, если вас интересует двойное дно, так сказать, то можно проследить за постепенно растущим желанием индивида то влиться в общество, то отмежеваться от него через внешнее уродство (рассказчик считается себя уродом-заикой, его слова, из песни слов не выкину) или через аморальные поступки, аморальное уродство (предательство, вандализм, нанесение увечий, блуд). Рекомендую хотя бы посмотреть, что за зверь.

    15
    565