Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Белая крепость

Орхан Памук

  • Аватар пользователя
    Ravenwyrd1 июля 2009 г.

    Если говорить откровенно, то писать о книгах Орхана Памука мне сложно, быть может, потому, что мне далека и во многом даже чужда культура, из которой происходят его произведения. Повесть "Белая крепость" – небольшое по размеру и довольно легко читаемое произведение – посвящено в первую очередь противопоставлению – и одновременно сопоставлению восточного и западного человека, и через них – восточного и западного мировосприятия. Подчас кажется, что читаешь не постмодернистское (исходя из критической литературы) произведение, а сказку – то арабскую, красивую и поэтичную, со всеми ее составляющими - рабством и побегом, чумой и предсказаниями, астрологами и падишахами, а порой и гротескную, странную – гофмановскую. Впрочем, и сказочное, волшебное очарование Стамбула, и злоключения главного героя – венецианца, попавшего в турецкий плен – лишь изящная рамка для размышлений автора о западе и востоке, об их близости и в то же время различиях, кажущихся незначительными, но преодолеть которые оказывается невозможно. Повествование ведется от лица европейца, встретившего в Турции человека, похожего на него настолько, что их называют братьями. Их весьма странные взаимоотношения, их попытки понять себя, глядясь вдвоем в одно зеркало, видятся мне метафорой того, что происходит в душе одного человека, воспитанного на стыке двух культур. Новаторство и стремление к познанию борется с консерватизмом и уважением к традициям, впрочем, на вопрос, что же в итоге одерживает победу, Памук предлагает ответить читателю.
    После прочтения остается странное чувство недосказанности, туманности. Возможно, дело и правда в иной, малознакомой мне культуре, но скорее именно этого ощущения сна, видения и добивался автор.
    Для постмодерниста Памук показался мне с одной стороны слишком серьезным, а с другой - не достаточно "заумным". Скорее, я назвала бы его роман модернистским, но модернизм Памука совсем иного рода, чем того же Пруста, которого он цитирует в эпиграфе к произведению. Впрочем, границы между направлениями порой слишком тонки, а литературное произведение более глубоко и многопланово, чтобы втискивать его в рамки определений. Посему отнесение писателя к модернизму, постмодернизму, et cetera кажется мне надуманным и лишним.
    И напоследок приведу цитату, которая, как мне кажется, даст представление о «Белой крепости» гораздо яснее, чем все то, что написано выше:
    «… поскольку он еще с детства знал о бесконечном повторении всего, ему даже в голову не приходило запереться в четырех стенах; именно поэтому он провел всю жизнь в бесконечных странствиях в поисках историй. Удивительным было то, что искать мы должны в мире, а не в себе! Внутренний поиск, слишком продолжительные размышления о себе делают нас несчастными. Именно это происходит с людьми в моем рассказе, поэтому герои никак не хотят быть самими собой, поэтому они хотят быть другими

    9
    64