Рецензия на книгу
S. N. U. F. F.
Виктор Пелевин
Аноним5 января 2014 г.Редкий случай, когда в начале чтения мои чувства сводились к "обожемойчтоэто" (Уркаина, "Дао Песдын", ганджуберсерки и столь любимые автором "пидарасы" делали свое мрачное дело), а в конце оказалось, что было-то вполне неплохо - во всяком случае, небесполезно для сознания.
Пелевин - интересный человек. Он, видимо, где-то еще на заре юности понял, что "Матрица имеет тебя", и с тех пор решил бороться с ней, как может, - то есть попросту вывернуть ее наизнанку в своих романах, пользуясь даром развенчания на полную катушку.
Есть в технократическом мире "Снаффа" такая уважаемая профессия, - дискурсмонгер, торговец смыслом, специалист по подаче фактов с выгодной кому-либо точки зрения. (Факты в "Снаффе" тоже, что называется, доводят до кондиции, и летающие телекамеры для простоты оснащены пушками, чтобы можно было сразу жахнуть и запечатлеть.)
И вот шаг за шагом Пелевин со свойственной ему изощренностью показывает, что вся наша информационная реальность состоит из деятельности таких вот дискурсмонгеров, формирующих сознание современного человека. Опасные это господа; остерегусь относить к ним исключительно рекламщиков или новостников - дело куда серьезнее, на самом деле, и совершается во многом из благих побуждений: собственно, всякого, кто внушает другому, что тот обладает определенными качествами или должен реагировать на происходящее определенным образом, можно, в принципе, назвать таким вот дискурсмонгером. (Например, меня или вас, когда в рецензии вы описываете книгу с той или иной точки зрения.)
Само собой разумеется, что при таком подходе смыслы расшатываются и выпадают из привычно мыслимой реальности один за другим, как кирпичи из обветшавшей стены, чего автор и добивается. Начиная с едкой иронии над худ. фильмами, СМИ, борьбой меньшинств за свои права, политиками и прочими hot-компонентами сегодняшней реальности, Пелевин постепенно и естественно приходит к своему любимому коньку - ничего не существует и нет никого, кто на это смотрит. Выражает он это, конечно, куда изощреннее, но по сути выходит, что человек подобен наркоману, который тянется за удовольствием и отвращает неудовольствие, поскольку так запрограммирован биологически, однако это бессмысленные и бесконечные игры, и единственный выход - отстраниться от них и не реагировать, не вовлекаться. Ну, а чего, вы думали, Пелевин делал в буддийских монастырях.
Что до опутанной сетями смыслов реальности, то из нее надо сваливать в реальный мир; во всяком случае, именно так поступает Кая, электронная кукла главного героя, и ее молодой неиспорченный любовник с Уркаины.
К слову, Кая с постоянно висящим над ней вопросом a la "живое существо она или нет?", обнажает условность личности человека точно так же, как дискурсмонгеры обнажают условность "действительности". Несколько раз прямым текстом утверждается, что все реакции Каи - итог действия сложнейших внутренних программ, что Кая подобна "китайской комнате", что внутри у нее нет никого, кто мыслит, но затем мы видим, что живые люди по части сложности и тонкости внутренних программ изрядно Кае уступают, что они одержимы простейшими импульсами похоти, алчности, желания славы. Таким образом, человек от Каи ничем не отличается, и если разобраться, то окажется, что процесс жизни происходит внутри нас и вне нас, никак не затрагивая нас; а мы можем только отстраниться и наблюдать; не реагировать, не вовлекаться. Это единственное, говорит Пелевин устами Каи, на что действительно стоит обратить внимание.
Вот так штука - чем больше смыслов множит человек, тем ощутимее, что за этим ничего не стоит; чем больше разнообразия, тем ближе мы к пустоте. Если смыслы создаются логикой, Пелевин атакует и разрушает их логикой, если интуицией, он атакует и разрушает их интуицией; мне только жаль, что он всё воюет, воюет и поминутно рискует превратиться во "врага", он наполовину "враг", потому что знает всю эту механику торговли смыслом изнутри, имеет её в себе, каждый год роется в ней, каждый год борется с ней, хотя и знает, что единственно возможное, на самом деле, - отойти и не вовлекаться.
Почему он этого не делает? По-видимому, чтобы показать читателям, как всё работает. За циничным,чуть ли не ожесточенным уже от постоянных сражений умом проглядывает вот это невинное, тихое, чем кончается, роман, - "надеюсь, я сделал свою работу хорошо".7125