Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Родовые замки Ульоа

Эмилия Пардо Базан

  • Аватар пользователя
    Аноним4 февраля 2023 г.

    Много ли читающих людей на вопрос «Кто така Эмилия Пардо Басан?» ответят «Это испанская писательница, написавшая не один роман и кучу рассказов»? Что-то мне подсказывает, что, по крайней мере, среди российских читателей это имя не слишком известно, хотя один из ее романов - «Родовая усадьба Ульоа» - включён в список «1001 книга, которую нужно прочитать» под редакцией некоего Питера Бокселла. Из аннотации к этому своего рода справочнику:


    Четкие и яркие описания романов, потрясших весь мир. Великолепный путеводитель по книгам, получившим одобрение критиков или же ставших культовой классикой в своем жанре. Подборка произведений осуществлена международной группой признанных писателей, критиков, академиков и журналистов.

    И, хотя не могу сказать, насколько все перечисленные книги действительно нужно прочитать, включение писательницы в этот список все же не может не впечатлять. А в нашей городской библиотеке у меня два раза переспросили имя автора, прежде, чем стали искать книги по каталогу. К слову сказать, не нашли.
    А творчество упомянутой дамы небезынтересно, например, эта самая «Родовая усадьба…».
    Молодой священник получает назначение на службу в приходе, расположенном в родовой усадьбе маркиза Ульоа. Сразу необходимо упомянуть, что служба капеллана - по крайней мере, в Испании конца 19 века, - заключалась не только в отправлении служб, принятии исповедей, крестинах и венчаниях, но и в оказании помощи хозяину поместья. Фактически, капеллан исполнял обязанности управляющего поместьем. Оказывается.
    Так вот, наш молодой священник, исполненный желания служить своему господину верой и правдой, прибывает в указанное поместье и обнаруживает там совершенный разброд и шатание. Ещё нужно отметить, что новоявленный капеллан - человек крайне набожный, скромный, честный и крайне неприспособленный к участию во всякого рода интригах. Человек, у которого не хватит духу и силы воли противостоять грубости и подлости. Человек, который не увидит очевидного, пока его в это очевидное не ткнут носом - потому что он по природе своей не способен видеть в людях плохое. А если даже и видит, стремится оправдать это плохое любыми подходящими причинами.
    И от лица этого блаженного (в хорошем смысле) человека читатель наблюдает все то непотребство, которое происходит в вверенном ему хозяйстве. И это очень печально, потому что с первых же страниц становится понятно, что исправить что-либо в существующем положении вещей совершенно не в силах молодого капеллана.
    Роман вообще очень печальный. Нет, я не утверждаю, что Испания всегда ассоциируется только с солнцем, летом и счастливыми людьми, но то, о чем рассказывает Эмилия Пардо Басан, совсем уж как-то тоскливо. Хотя чего-то принципиально нового писательница тоже не открыла. Только лишь подтвердила мысли о том, что люди везде одинаковые. О том, что и в Испании, и в России, и в любой другой стране всегда были, есть и будут те, кто старается обобрать ближнего своего (родственника, хозяина - не важно), если у них есть такая возможность.
    А ещё автор очень интересно рассказала о предвыборной кампании и выборах - и тут - сюрприиииз!!! - тоже ничего такого, чего бы современный читатель уже не видел. Хотя важное значение этой части с выборами парламентских депутатов для истории я не очень поняла, на самом деле. Но было интересно и познавательно.
    И в целом я рада тому, что познакомилась с творчеством Эмилии Пардо Басан. Впечатляющий охват быта, нравов и даже общественно-политических веяний. И язык далеко не бедный - читатель в полной мере прочувствует и красоту природы, и упадок старинных поместий. Единственно, у меня осталось ощущение, что в той электронной версии романа, которую я читала, не хватает заключительной части, потому что финал как будто оборван на полуслове. И даже если предположить, что автор так и задумала, то все равно осталась неизвестной судьба некоторых персонажей, а это довольно странно, потому что я как-то не заметила небрежности писательницы по отношению к своим героям.

    19
    216