Рецензия на книгу
Родовые замки Ульоа
Эмилия Пардо Базан
Аноним4 февраля 2023 г.Много ли читающих людей на вопрос «Кто така Эмилия Пардо Басан?» ответят «Это испанская писательница, написавшая не один роман и кучу рассказов»? Что-то мне подсказывает, что, по крайней мере, среди российских читателей это имя не слишком известно, хотя один из ее романов - «Родовая усадьба Ульоа» - включён в список «1001 книга, которую нужно прочитать» под редакцией некоего Питера Бокселла. Из аннотации к этому своего рода справочнику:
Четкие и яркие описания романов, потрясших весь мир. Великолепный путеводитель по книгам, получившим одобрение критиков или же ставших культовой классикой в своем жанре. Подборка произведений осуществлена международной группой признанных писателей, критиков, академиков и журналистов.И, хотя не могу сказать, насколько все перечисленные книги действительно нужно прочитать, включение писательницы в этот список все же не может не впечатлять. А в нашей городской библиотеке у меня два раза переспросили имя автора, прежде, чем стали искать книги по каталогу. К слову сказать, не нашли.
А творчество упомянутой дамы небезынтересно, например, эта самая «Родовая усадьба…».
Молодой священник получает назначение на службу в приходе, расположенном в родовой усадьбе маркиза Ульоа. Сразу необходимо упомянуть, что служба капеллана - по крайней мере, в Испании конца 19 века, - заключалась не только в отправлении служб, принятии исповедей, крестинах и венчаниях, но и в оказании помощи хозяину поместья. Фактически, капеллан исполнял обязанности управляющего поместьем. Оказывается.
Так вот, наш молодой священник, исполненный желания служить своему господину верой и правдой, прибывает в указанное поместье и обнаруживает там совершенный разброд и шатание. Ещё нужно отметить, что новоявленный капеллан - человек крайне набожный, скромный, честный и крайне неприспособленный к участию во всякого рода интригах. Человек, у которого не хватит духу и силы воли противостоять грубости и подлости. Человек, который не увидит очевидного, пока его в это очевидное не ткнут носом - потому что он по природе своей не способен видеть в людях плохое. А если даже и видит, стремится оправдать это плохое любыми подходящими причинами.
И от лица этого блаженного (в хорошем смысле) человека читатель наблюдает все то непотребство, которое происходит в вверенном ему хозяйстве. И это очень печально, потому что с первых же страниц становится понятно, что исправить что-либо в существующем положении вещей совершенно не в силах молодого капеллана.
Роман вообще очень печальный. Нет, я не утверждаю, что Испания всегда ассоциируется только с солнцем, летом и счастливыми людьми, но то, о чем рассказывает Эмилия Пардо Басан, совсем уж как-то тоскливо. Хотя чего-то принципиально нового писательница тоже не открыла. Только лишь подтвердила мысли о том, что люди везде одинаковые. О том, что и в Испании, и в России, и в любой другой стране всегда были, есть и будут те, кто старается обобрать ближнего своего (родственника, хозяина - не важно), если у них есть такая возможность.
А ещё автор очень интересно рассказала о предвыборной кампании и выборах - и тут - сюрприиииз!!! - тоже ничего такого, чего бы современный читатель уже не видел. Хотя важное значение этой части с выборами парламентских депутатов для истории я не очень поняла, на самом деле. Но было интересно и познавательно.
И в целом я рада тому, что познакомилась с творчеством Эмилии Пардо Басан. Впечатляющий охват быта, нравов и даже общественно-политических веяний. И язык далеко не бедный - читатель в полной мере прочувствует и красоту природы, и упадок старинных поместий. Единственно, у меня осталось ощущение, что в той электронной версии романа, которую я читала, не хватает заключительной части, потому что финал как будто оборван на полуслове. И даже если предположить, что автор так и задумала, то все равно осталась неизвестной судьба некоторых персонажей, а это довольно странно, потому что я как-то не заметила небрежности писательницы по отношению к своим героям.19216