Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Где ты был, Адам?

Генрих Бёлль

  • Аватар пользователя
    Аноним4 января 2014 г.

    Здесь нет героев, нет отважных бойцов. Нет товарищеской сплоченности, каждый сам по себе, сам за себя, но при этом винтик в боевой машине, не знающей жалости.
    Здесь нет привычной сюжетной линии, нет главного героя. Книга похожа на разрозненные фрагменты, вырванные из общего полотна истории, из тьмы и боли. Каждая глава- картина, страшная своим натурализмом, каждое слово- мазок.

    Генрих Белль сам прошел через ад войны, ад для каждой стороны, когда нет победителей и побежденных, а только смерть. И читая роман, чувствуешь его боль за погибших, всю эту бессмысленность и безысходность, когда война нужна тем, кто наверху, а простые люди- лишь пушечное мясо...

    Уже конец войны, агония фашисткой Германии, но солдат по-прежнему ждет только гибель. И нет никакой надежды, вдруг возникающие лучики света гаснут, а едва зародившаяся любовь обречена...
    Самый запомнившийся мне эпизод- смерть еврейской девушки- христианки Илоны, прекрасного ангела, посреди бушующего кошмара. Гибель от руки начальника лагеря, потерявшего все человеческое. Привыкший убивать чужими руками, он собственноручно губит существо, воплощающее в себе все ему ненавистное.
    Илона- воплощение чистоты и красоты, которой нет места в мире войны, но все же она способна помочь ближнему, способна помочь Файнхальсу, разбудив в нем веру и надежду.


    Он все же начал молиться, но поймал себя на том, что почти механически твердит слова молитвы, хотя уже ничего не ждет от Бога. Илона мертва, о чем же ему молиться? Но он продолжал молиться о ее возвращении неведомо откуда и о своем благополучном возвращении, хотя он был уже почти дома. Не верил он этим людям – все они вымаливали себе что-то, а Илона ему говорила: «Молиться надо Господу в утешение», – она где-то прочитала эти слова и была в восторге от них. Стоя здесь с молитвенно сложенными руками, он вдруг понял, что вот сейчас он молится от души, потому что вымаливать у Бога ему нечего.
    18
    137