Рецензия на книгу
Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема
Джон Стейнбек
trukhanelean201330 января 2023 г.В первую очередь, хочется сказать, что это роман, закрывая который на последней странице, уже хочется перечитать (хотя объем, конечно, заставляет задуматься). Очень сильно подкупает быстрый, легкий стиль автора и то, что он очень гармонично, ненавязчиво добавляет доброй иронии в повествование. Например, как сухая, строгая пуританка Лайза по наставлению врачей под старость лет начинает пить по столовой ложке портвейна, а потом доходит до одной кварты в день и чувствует себя, наконец-то, более счастливой. Я думаю, это чудесно и над всеми этими легкими комментариями, подшучиваниями чувствуется дружеское, семейное отношение автора к своим героям, которое отдается и читателям.
В целом, роман, на мой взгляд — это такое масштабное исследование, уплотненное в рамки долины Салинас-Валли, культуры своей довольно молодой нации, находящейся в моменте самоопределения. Поэтому в романе очень много героев, которые ищут свое место в этом мире и не могут обрести покой, потому что зажаты между архаичными устоями Старого мира и авантюрностью Нового: только пахали поле плугом, появляются машины, появляются заводы, холодильные машины, нужно учиться искать правильное время, чтобы вырастить фасоль, и чтобы продавать ее. Поэтому, я думаю, эта книга может стать путеводной для людей, потерявших себя, потому что в этой истории таких героев много. И, мне кажется, что жизнь Тома и в принципе, многих детей Гамильтонов — это пример того, что происходит, когда человек не находит гармонии в себе. “К Востоку от Эдема” отчасти исследует, почему это случается: модернизация общества, развитие рынка, урбанизация, война — и почему так важно на фоне всего этого продолжать держать огонь в сердце. Конечно, это не единственная тема романа, скорее, ее естественное, но не менее важное, чем центральная линия, обрамление.
Я просто восторгаюсь тем, как Стейнбек аккуратно расставляет своих персонажей, чтобы они образовали такую спиральную структуру вокруг Библейского сюжета о Каине и Авеле, а в конце (простите мне этот каламбур) она берет другой оборот.
Когда я дочитывала роман, то вспоминала сериал “Станция Одиннадцать”. Вообще, когда в художественном произведении обыгрываются сюжеты, которые уже миф или почти миф и воспринимаются как подлинные иллюстрациями человеческой природы как догмы (власть развращает даже самых благородных из нас, посмотрите вот на Макбета, одна из самых главных ценностей человека — это его самоопределение, посмотрите на Одиссея и т.д.), то эта адаптация может, на мой взгляд, пойти по трем путям: отрицание через контрпример (нет, мы не такие), подтверждение (да, это так, вот, глядите, это опять случилось) или поиск новой интерпретации, “другое прочтение”. В “Станции Одиннадцать” очень явно воспроизводится сюжет Шекспировского “Гамлета” и, в надежде, что это не будет спойлером, скажу, что в конце все заканчивается не как у Шекспира. Почему? Я думаю, потому что Гамлет Шекспира — это такой мятежный, непрощающий бунт. А в “Станции Одиннадцать”, в постапокалиптическом мире, где прошлое человечество ушло и строится новое человечество, Гамлет способен простить. Это надежда на то, что в новом обществе люди будут более милосердны. И эта концовка сериала — отрицание.
Так вот, такое долгое вступление к тому, что в этой системе классификаций “К Востоку от Эдема” — это новое прочтение (которое в принципе даже явно есть в самом повествовании на протяжении нескольких десятков страниц самими героями, чтобы, наверное, сделать это новое осмысление более доступным, настолько оно важно и фундаментально для человека) библейского мифа о том, как в ревности к Богу брат убивает брата и оказывается проклят самим Богом. И от него происходят люди на Земле, а значит все несут в себе это бремя непрощенности — аксиома. И, собственно, утверждение книги, которое иллюстрируется двумя примерами — как это происходит с первой парой братьев, и как этого не происходит с другой, потому что, внимание, другое прочтение. Догма не отвергается — она дополняется: “тимшел”.
И в то же время, этот контрпример, он не про братьев, а про того, кто карает или прощает. Почему? Надеюсь, что к этому моменту я уже заинтриговала остальных своими вопросами и вы сами поможете мне ответить на этот последний, который до сих пор мучает меня множеством трактовок. И дает лишний повод перечитать книгу еще раз.
Содержит спойлеры3197