Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема

Джон Стейнбек

  • Аватар пользователя
    trukhanelean201330 января 2023 г.

    В первую очередь, хочется сказать, что это роман, закрывая который на последней странице, уже хочется перечитать (хотя объем, конечно, заставляет задуматься). Очень сильно подкупает быстрый, легкий стиль автора и то, что он очень гармонично, ненавязчиво добавляет доброй иронии в повествование. Например, как сухая, строгая пуританка Лайза по наставлению врачей под старость лет начинает пить по столовой ложке портвейна, а потом доходит до одной кварты в день и чувствует себя, наконец-то, более счастливой. Я думаю, это чудесно и над всеми этими легкими комментариями, подшучиваниями чувствуется дружеское, семейное отношение автора к своим героям, которое отдается и читателям.

    В целом, роман, на мой взгляд — это такое масштабное исследование, уплотненное в рамки долины Салинас-Валли, культуры своей довольно молодой нации, находящейся в моменте самоопределения. Поэтому в романе очень много героев, которые ищут свое место в этом мире и не могут обрести покой, потому что зажаты между архаичными устоями Старого мира и авантюрностью Нового: только пахали поле плугом, появляются машины, появляются заводы, холодильные машины, нужно учиться искать правильное время, чтобы вырастить фасоль, и чтобы продавать ее. Поэтому, я думаю, эта книга может стать путеводной для людей, потерявших себя, потому что в этой истории таких героев много. И, мне кажется, что жизнь Тома и в принципе, многих детей Гамильтонов — это пример того, что происходит, когда человек не находит гармонии в себе. “К Востоку от Эдема” отчасти исследует, почему это случается: модернизация общества, развитие рынка, урбанизация, война — и почему так важно на фоне всего этого продолжать держать огонь в сердце. Конечно, это не единственная тема романа, скорее, ее естественное, но не менее важное, чем центральная линия, обрамление.

    Я просто восторгаюсь тем, как Стейнбек аккуратно расставляет своих персонажей, чтобы они образовали такую спиральную структуру вокруг Библейского сюжета о Каине и Авеле, а в конце (простите мне этот каламбур) она берет другой оборот.

    Когда я дочитывала роман, то вспоминала сериал “Станция Одиннадцать”. Вообще, когда в художественном произведении обыгрываются сюжеты, которые уже миф или почти миф и воспринимаются как подлинные иллюстрациями человеческой природы как догмы (власть развращает даже самых благородных из нас, посмотрите вот на Макбета, одна из самых главных ценностей человека — это его самоопределение, посмотрите на Одиссея и т.д.), то эта адаптация может, на мой взгляд, пойти по трем путям: отрицание через контрпример (нет, мы не такие), подтверждение (да, это так, вот, глядите, это опять случилось) или поиск новой интерпретации, “другое прочтение”. В “Станции Одиннадцать” очень явно воспроизводится сюжет Шекспировского “Гамлета” и, в надежде, что это не будет спойлером, скажу, что в конце все заканчивается не как у Шекспира. Почему? Я думаю, потому что Гамлет Шекспира — это такой мятежный, непрощающий бунт. А в “Станции Одиннадцать”, в постапокалиптическом мире, где прошлое человечество ушло и строится новое человечество, Гамлет способен простить. Это надежда на то, что в новом обществе люди будут более милосердны. И эта концовка сериала — отрицание.

    Так вот, такое долгое вступление к тому, что в этой системе классификаций “К Востоку от Эдема” — это новое прочтение (которое в принципе даже явно есть в самом повествовании на протяжении нескольких десятков страниц самими героями, чтобы, наверное, сделать это новое осмысление более доступным, настолько оно важно и фундаментально для человека) библейского мифа о том, как в ревности к Богу брат убивает брата и оказывается проклят самим Богом. И от него происходят люди на Земле, а значит все несут в себе это бремя непрощенности — аксиома. И, собственно, утверждение книги, которое иллюстрируется двумя примерами — как это происходит с первой парой братьев, и как этого не происходит с другой, потому что, внимание, другое прочтение. Догма не отвергается — она дополняется: “тимшел”.

    И в то же время, этот контрпример, он не про братьев, а про того, кто карает или прощает. Почему? Надеюсь, что к этому моменту я уже заинтриговала остальных своими вопросами и вы сами поможете мне ответить на этот последний, который до сих пор мучает меня множеством трактовок. И дает лишний повод перечитать книгу еще раз.

    Содержит спойлеры
    3
    197