Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся
Виктор Гюго
Аноним1 января 2014 г.Необычайное и поражающее разум произведение. Уникальное, неподражаемое в своём роде. Никогда не думала, что в книге можно уместить так много, при этом не перегрузив её и не заставив читателя отложить книгу на середине. До этого, я читала "Собор Парижской Богоматери", которое мне очень понравилось, но большую часть книги я предпочла бы совсем не читать. Здесь же, стиль повествования, ход размышлений и исторические факты составлены так, что грустить и скучать не приходится, книга затягивает и ты её моментально прочитываешь. Жаль, что я читала её в электронном виде, мне приходилось делать перерывы из-за разряженной батареи, но каждый раз я с нетерпением ждала, что же будет дальше на следующей странице. И все мои ожидания остались не напрасными.
В самом начале, меня увлекло написание, постоянно меняющийся сюжет, я пыталась осмыслить, как мелкие кусочки повествования связаны друг с другом. Тут тебе и преступники, тут тебе и одинокий мальчик и тут же история Англии. Но постепенно сюжетные линии соединялись в единое целое и передо мной предстала единая картина.
Многие моменты вызывали у меня трепет и, казалось, стоит только протянуть руку и ты почувствуешь морские волны, снег падающий на палубу, увидишь тонущих людей, мальчика бредущего по снегу. При этом, автор ещё успевал посвятить в области истории. Никогда для меня чтение не было столь увлекательным, как сейчас, никогда ещё чтение не вызывало во мне столько восторгов, никогда я ещё настолько не была увлечена историей.
Многие, кто читает Гюго, наверное скажут - он пишет много исторических и не нужных фактов, от этого нет никому никакой пользы. Но я с этим не соглашусь, не было бы этих фактов - не было и сюжета. Ну да "Человек который смеётся" - человек с изувеченным лицом, этого вполне и достаточно, в общем-то. Но нет, ведь главное для читателя понять за что он стал таким, почему так вышло и получилось.
В итоге нам представляют 2 линии повествования. Первая - историческая, вторая - любовная. Начну с первой.Не даром я назвала рецензию "За грехи отцов несут наказание дети". Гуинплен не был виноват в том, что он был обезображен. Он не был рождён таким, таким его сделала монаршья прихоть. Виноват отец, а наказывают тем самым сына. Человеческая природа и жестокость не объяснима. В конце-концов за это монарх и поплатился - за своё самодурство и свою жестокость. Но жертва-то осталась. Жертва с вечной улыбкой на лице. Представте себе, что у вас на лице есть только одно выражение - смеха. Смех - это хорошо и полезно, но только если это временное явление. Волей короля - стало постоянным. Наказание несёт сын - который должен быть посмешищем для публики, хотя он виноват разве только в том, что был сыном своего отца. Худшее в этом - мнение людей. Мир не так уж и изменился с тех пор. Даже если ты имеешь славу, деньги и власть, но ты некрасив - готовься к насмешкам толпы. Смеяться, когда душа плачет - вот истинное наказание тем, кто идёт против власти. Ты - лорд и ты - фигляр, невозможно перепрыгнуть через свою голову и стать тем, кем ты не являешься. Мнение толпы, подчастую, бывает выше мнения всех остальных. Бывает же и наоборот - человек не красив, а ведёт себя так, словно он властелин Вселенной. Деньги дают многое, деньги и отнимают многое. Гуинплен был и беден и богат, но прежде всего остался тем кем он есть.
Мало кто задумывается над тем, какой человек внутри, когда смотрит на внешность. Подчастую душа и лицо - это противоположности. Быть самим собой - вот что главное.Вторая линия посвящена Гуинплену и Дее. Как говорилось про них - любви двух уродцев. Один страшён, вторая слепа. Говорилось, что она полюбила его будучи незрячей, а если бы видела - всё было бы не так. Не согласна, она видела его внутреннюю суть, а если любишь всё остальное уже не так и важно. Это не та любовь, какая принята сейчас, ведь герои даже не целовались. Это любовь более высшего уровня - из недр божественного, не приземлённого, для которой важно духовное единение.
Зная Гюго, можно было бы предположить, чем всё это заканчится. Человек не может быть счастлив там, где красота физическая ценится больше, чем красота душевная. Две смерти, и два освобождения.
Само произведение, очень динамичное, захватывающее и действительно влияющее на осознание и понимание человеческой сути. Нельзя судить человека, только за лицо. Думаю это стоит прочесть многим.1757