Рецензия на книгу
Повелитель мух
Уильям Голдинг
jeff1 января 2014 г.Последний год произведение У. Голдинга часто попадалось мне в отзывах, в обсуждениях, статьях, и я все думала, понравится или нет, больше склоняясь ко второму, потому как притча, да и вообще роман вроде бы непростой, неоднозначный, достаточно мрачный по вызываемым чувствам. Однако же...
С самого начала стиль У. Голдинга кажется завораживающим. Читатель словно попадает в феерию красок и звуков, оригинальных эпитетов и метафор. В глазах мешаются зеленый, синий, розовый, а после - красный и черный, по мере того как возрастает напряжение, накал страстей как героев, так и тех, кто стал "наблюдателем" описываемых событий. Это настоящий текст-мираж!
Первое упоминание зверя - Пожар в лесу и исчезновение мальчика - Убийство свиноматки - именно данные сцены являются узловыми, и сюжет, словно спускаясь по ним, как по ступенькам, погружается во мглу, в самый ад, где в роли дьяволов выступают Охотники, а во главе стоит Сатана Джек. И также сам ощущаешь прежде смятение, волнение; после - страх, боязнь; и, наконец, - животный ужас и отвращение от показываемых картин.О том, что Ральф олицетворяет собой разумное начало, а Джек - животное; о том, что один представляет мирные, цивилизованные народы, а другой - воинствующий фашизм, расписывать не буду. Об этом можно прочитать и в статьях. Но любую притчу можно интерпретировать по-разному, и роман У. Голдинга - не исключение, только вот я сопоставлю реальную ситуацию (а не подтекст) с тем, что происходит в нашей жизни сейчас.
Талантливо и достоверно английский писатель иллюстрирует детскую агрессию и жестокость - то, что в действительности разворачивается теперь, стоит только обратиться к газетным сводкам, youtube, где то и дело мелькают заголовки "Школьники избили одноклассника/цу" или выложены видео детских драк, когда забивают белых ворон, провинившихся лишь тем, что они - другие, иначе мыслят, говорят, одеваются (как Хрюша, Саймон, Ральф). Эту враждебность еще больше подстегивают технические изобретения: телефоны, на которые можно снимать "подвиги", компьютерные игры, в которых не существует понятия боли и смерти.
Роман У. Голдинга, как видно, не теряет актуальности до сих пор, спустя более полувека после публикации (кстати, в этом году будет ровно 60 лет: произведение было издано в 1954 году), и каждому может открыть истину, взволновать, поразить, а потому занимает прочное место в ряду классики.
1346