Рецензия на книгу
Лисьи броды
Анна Старобинец
Аноним26 января 2023 г.Сколько у лисы хвостов?
Когда-нибудь наступит светлый день, и я запомню, что не надо верить рейтингам, даже если это рейтинг Мира Фантастики. А ведь именно он - вернее, то, что "Лисьи броды" попали в шорт-лист "лучшей русской фантастики" ушедшего года, - убедил меня наконец этот роман прочитать.
Аннотация обещала лихо завёрнутые в необычный азиатский сеттинг приключения с лисами-оборотнями, даосами и шпионами. Многочисленные отзывы от книжных блоггеров и читателей подкрепляли это впечатление.
Я бралась за книгу с живым воодушевлением. Продержалось оно первую треть, дальше начало медленно угасать и превращаться в смутное подозрение, что реклама была, может быть, про какой-то другой роман.Хотя и обещанные лисы с бродами, и приключения тут вроде как есть, но что-то меня не зацепило.
(Осторожно: дальше будет какое-то количество спойлеров, потому что без них невозможно объяснить, почему именно книга вызвала именно те чувства, которые вызвала.)
Роман могла бы вытянуть стилистика, но, как бы на это не намекала обложка, заметной экзотичной азиатской ноты я в нём не нашла. Были три с половиной лисы и один тигр, но они просто встроены в обыденность, а община староверов и вовсе перетягивает всё внимание на себя, и в результате действие как бы в Китае, но Китая нет.
Есть излёт сорок пятого года и РККА, стоящая на Дальнем Востоке. Исторический период, кстати, непростой, то, что Старобинец рискнула нести действие именно в него - это, без сарказма, здорово.Не понравился язык. В страсти автора к многостраничному пережёвыванию физиологических подробностей чудится что-то не очень здоровое. К середине тома я перестала обращать внимание на постоянные животрепещущие демонстрации гнойных ран и разложения тел, а к четвёртому разу сравнения спермы с рисовым отваром начала понимать лису, которая смеётся.
Шока не вызывало, вызывало вопрос, зачем так часто про одни и те же вещи.
Вообще с повторениями в "Лисьих бродах" прямо беда. В некоторых главах есть куски, которые повторяются без изменений несколько раз. Я не осмыслила их смысловой нагрузки - ни главной мантры книги про "логику хаоса", ни бесконечных однотипных описаний глаз полковника Аристова, ни процесса превращения из лисы в человека. Всё это достаточно написать единожды, читатель в состоянии запомнить, и это сократило бы книгу минимум на четверть.Собственно, затянутость романа ощущается чем дальше, тем сильнее. Первая треть, пока была заявлена экспозиция, всё казалось, в принципе, осмысленным и логичным - в том плане, что сейчас автор расскажет, в чём дело, и сюжет как начнётся.
Нет.
Не начнётся.
Причём действия-то тут много: когда Кронин отвлекается от разглядывания фотографии на крышке часов, он что-то постоянно видит. То лисицы с двумя хвостами бегают, то староверы камнями ведьму забивают, то другая ведьма кормит его приворотным зельем.
Другое дело, что далеко не всё из этого имеет последующую сюжетную ценность. Особенно меня тридцать страниц мыслей пса-телохранителя (тм) потрясли - из ниоткуда в никуда.
Многие сюжетные линии впихнуты в роман просто чтобы быть. Многие сцены растянуты в четыре раза от того, что реально требуется для погружения. В последней трети это стало особенно утомлять, и я продиралась сквозь этот невыносимо длинный текст с единственной мыслью "да когда всё это уже кончится".Когда наступил финал, я почувствовала только облегчение от того, что наконец-то всё.
И ведь сферически в вакууме сюжет в книге есть, и он даже вполне такой увлекательный: сама по себе тема поисков бессмертия, скрещенная с опытами на людях ради "великой цели" и приправленная азиатской мифологией, кажется достаточно богатой.
Проблема его в том, что основной сюжет ну очень глубоко спрятан под отвлечёнными линиями.
Ещё в излишней, как бы так выразиться, сценарности. Книга напоминает приключенческий фильм, снятый по голливудскому шаблону: неуязвимый главный герой и события, прогибающиеся под него, и не потому что это воля автора, что вы, только потому, что судьба благоволит и случайности в нужную сторону завихряются. И поскольку правит тут всем тот самый шаблон, непредсказуемые сюжетные повороты считываются ещё на первом упоминании. Даже самый секретный секрет о личности даоса, не говоря уже о мелких, вроде родственных связей между участниками.
Но это можно пережить. В конце концов, в прикладываемых лекалах нет ничего плохого, они не просто так появились, главное - правильно скроить.Главный минус романа для меня - персонажи. Вот это прям плохо.
Во-первых, здесь нет никого, кому можно было бы сопереживать, все удивительным образом или моральные уроды, или интеллектуально приравнены к хлебушку. Все напропалую врут друг другу и себе, предают, убивают друзей и родственников, отрекаются от собственных убеждений, а под занавес три раза наступают на одни и те же грабли "я всё сделала, как договаривались, отдай, что обещал // нет, отдам в следующий раз // ну ладно". В оставшееся свободное время курят опиум, занимаются мародёрством древних храмов и выдают бесконечные философские истины из цитатника Мао.
Сплошная паланиковщина.
Во-вторых, все они вырезаны из картона и подчинены воле автора, который натягивает события, поступки и решения на глобус здравого смысла, чтобы Кронину было удобно, чтобы он ни в коем случае не пострадал и чтобы ему всё удалось, хотя он даже не старается. Местами это настолько неправдоподобно, особенно в финале с роковым, но нет выстрелом, что даже вздыхать уже сил не остаётся.Вообще несравненный Кронин, мечущийся от амплуа drama queen к супермену и обратно, раздражал всю дорогу, и к концу я уже просто мечтала, чтобы он умер, это хоть как-то бы завершило его арку более-менее логично. Возвело бы драму, которой он так упивается, на вершину и объяснило, зачем всё это было.
Честно сказать, мне не очень понятно, почему Кронин вообще избран автором на роль протагониста. Вернее, как; я понимаю концепцию антигероя и ничего не имею против, но здесь с ней (и с ней тоже, да) что-то не так. Когда Кронин, убивший капитана СМЕРШ со всей его группой, укравший чужие документы и личность, начал потрясать перед Бойко моралью, это просто давайте занавес, лучше уже не будет.
Причём у Кронина с авторской позиции такое чудесное оправдание: ну это всё ради любви, он же страдает, что не может найти свою жену, и значит, ему всё можно. Убивать, лгать, красть, да какая разница, великая цель всё стерпит.
У самой жены Кронина оправдание примерно такое же: подумаешь, она занималась евгеническими опытами на людях и убивала подопытных, она же при этом духовно страдала, а значит, это ничего, значит, "ладно, прощаю". Пусть летит в Австралию.Не знаю. По-моему, любовь ничего не оправдывает, даже если она чистая, светлая и всеобъемлющая, преступления-то остаются преступлениями.
Как итог.
Не могу сказать, что роман плохой - я бы отнесла его к "читать можно", не без проблем, но и без катастрофических недостатков. Просто я почему-то ожидала по всем отзывам и рекламе буквально 11 из 10 на кончиках пальцев.
Но не сложилось.Содержит спойлеры803,2K