Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и Путешествие А. Радищева

Автор неизвестен

  • Аватар пользователя
    Аноним29 декабря 2013 г.

    Две очень разные книги о "поврежденных нравах" в России под одной обложкой. Итак....

    Радищев - "Путешествие из Петербурга в Москву"

    Слегка перефразируя Вайля и Гениса можно сказать что, первый русский революционер Радищев разбудил декабристов, декабристы разбудили Герцена, Герцен - Ленина, Ленина - Сталина, Сталин - Хрущова, Хрущов - Брежнева, а Брежнев поднял цену на водку и тем самым разбудил Венечку Ерофеева и тот написал свои гениальные "Москва - Петушки"! Вот такая у нас замысловатая преемственность на Руси.

    Радищев, позаимствовав у Стерна форму путевых заметок, вложил в свой дневник обличительную сатиру на самодержавную власть, крепостное право, а заодно кратко изложил историю цензуры в России и мире, жизнь и деятельность Ломоносова и указал на необходимость отхода от латыни в образовании, которое иначе не сможет быть массовым. Приблизительно так оценивали "Путешествие" в советские времена, но совсем иначе в до и пост-советские! Вайль и Генис к примеру отмечают тотальный характер радищевского правдоискательства:


    "Обличительный пафос Радищева до странности неразборчив. Он равно ненавидит беззаконие и сахароварение. ...Политическая программа Радищева, изложенная по словам Пушкина, «безо всякой связи и порядка», представляла собой набор общих мест из сочинений философов-просветителей — Руссо, Монтескье, Гельвеция."

    Мне же видится в "Путешествии" взгляд не политика, а поэта, имеющего право на гиперболу и, наконец, на эмоциональную оценку происходящего "окрест него". Кроме того, вчитайтесь в книгу, представьте себя в крестьянской среде в конце 18-го века, сравните ее с условиями жизни дворянства и скажите согласны ли вы с Пушкиным, который помимо того что "портил крепостных девок", спокойно заказывал французское шампанское в деревню (цена бутылочки тогда ой как кусалась!) или же сможете извинить "тотальность" радищевской сатиры.

    Критиковали Радищева и за косный стиль, названный Пушкиным "варварским слогом". В самом деле, вспомним, что Радищев напечатал свою книгу в домашней типографии в 1790 году, а еще через пару лет появились "Записки русского путешественника" и "Бедная Лиза" Карамзина. Так что такая стилистическая "косолапость " отнюдь не была свойственна 18-му веку. Но я и тут позволю себе не согласиться с солнцем русской поэзии! . Вчитайтесь в эти строки:


    Посмотри на русского человека; найдешь его задумчива.

    Лежа в кибитке, мысли мои обращены были в неизмеримость мира.

    Возмущенные соки мыслию стремилися, мне спящу, к голове и, тревожа нежный состав моего мозга, возбудили в нем воображение.

    Это же первоклассный стеб в духе Козьмы Пруткова или, если угодно, Андрея Платонова, обращенного в 18-й век! Осуждайте сколько хотите варварский слог Радищева и его тотальное обличение сахароварения, а я, тем временем, с огромным удовольствием читаю, как он не просто выпил кофе, а


    ...по похвальному общему обыкновению, налил в чашку приготовленного для меня кофию и услаждал прихотливость мою плодами пота несчастных африканских невольников.

    Даже если сам Радищев не замыслил свое "Путешествие" как стеб, по прошествии 200 с лишним лет его роман воспринимается мной именно так. Это - двойная сатира - на самодержавие и крепостничество с одной стороны, а с другой - стеб на изнеженность путешествующего дворянина, у которого даже крестьяне говорят языком французских пасторальных пьес. Потому, польза от такого чтения - несомненна! :)

    Щербатов - "О повреждении нравов в России"

    За несколько лет до Радищева повреждением нравов заинтересовался князь Щербатов. Вкратце его концепция такова. У диких народов не было сластолюбия, цари до Петра жили скромно, палаты едва ли на 10 комнат, карет не знали, ездили в колымагах, кушали местную пищу, а не виноград из-за границы. Традиции были сильны, одежду носили простую и мода не существовала. Родовая связь укрепляла мораль молодежи. Однако, с Петра началось разнообразие в потреблении, а, стало быть, и сластолюбие. Главные причины язв общества в том, что Петр 1-й, хоть и был славный деятель, но ввел свободу нравов на немецкий манер, стал в дворянское достоинство возводить по заслугам, а не по родовом принципу, разрешил женщинам участвовать в светской жизни. Вот и повадились всякие купчишки в дворяне, женщины начали права качать (О ужас! и собственностью владеть!). А лечение князь прописал такое - нужен России хороший царь, при котором искусства и ремесла процветут, и всяк сверчок будет знать свой шесток!

    8
    460