Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бронепароходы

Алексей Иванов

  • Аватар пользователя
    hippified25 января 2023 г.

    Весь мир разрушим. До основанья, а затем...

    Так уж устроен наш мозг, тем более в эпоху клипового мышления, что без ассоциаций и сравнений никуда. Если грубо подгонять "Бронепароходы" под этот стандартный шаблон, то новый роман Иванова больше всего исторически и повествовательно апеллирует к "Тоболу", а своей кинематографичностью, даже, скорее, сериальностью - к "Теням тевтонов".

    Все 700 страниц не отпускало чувство, что и переписывать для теленовеллы ничего не нужно. Здесь и постоянный экшен с кровью и боями, и мгновенная смена локаций, и несколько основных действующих персонажей, между которыми постоянно переключается текст (а сколько важных второстепенных!), и сильные женские образы, и очень динамичная картинка, и отменные диалоги, соответствующие эпохе. Плюс масса исторических личностей - от Троцкого до Колчака. Бери да снимай! Эффекта Иванов добивается в том числе стилистически: очень компактным, ёмким языком, короткими главами, типичными клиффхэнгерами.

    Впрочем, за общим динамичным экшеном нон-стоп скрывается глубокий рассказ-сожаление о потерянной дореволюционной России, которая болезненно через Гражданскую войну переходит в советскую историю, а впереди (прямо представляешь в очень эмоциональном ключе) - бесконечная череда испытаний, экспериментов над населением - и как итог крах в финале. Сегодня, через сто лет после тех событий и спустя три декады после развала СССР, это всё ещё некой фантомной болью управляет нашими жизнями. И параллели упущенных шансов и возможностей будут так или иначе всплывать в голове по ходу чтения неоднократно.

    Как обычно у Иванова, рассказанное в "Бронепароходах" достаточно близко следует истории, но, разумеется, ей не тождественно. Это исторический роман, а не учебник или монография. Здесь в одну реку (в прямом и переносном смыслах) сливаются несколько глобальных тем: противостояние белых и красных, инженерное дело и судоходство, разработка нефтяных месторождений и даже в качестве авантюрной линии - поиск царского золота. Но главное, пожалуй, это люди, судьба простого человека на фоне исторической махины, которая перемалывает всех.

    В тексте лихие красные дельцы и деятели нового времени чётко противопоставляются тем, кто, по мнению автора, местами выраженному слишком явно, служил стране и поднимал её в царские времена. Деструктивные силы против созидательных в историческом контексте. Столыпинские "Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России" против гимна "Интернационал" с его "Весь мир разрушим. До основанья, а затем. Мы новый мир построим" и "Кто был ничем, тот станет всем".

    В результате детальный, масштабный и очень амбициозный роман передаёт это ощущение трагического и сложного клубка, который невозможно распутать малой кровью, при этом в очень легко читаемой и рассчитанной на максимально широкую аудиторию форме. Как у Алексея Иванова это получается - настолько гармонично совместить одно с другим, диву даёшься. Но оно так.

    Для книжного обзора газеты Metro

    37
    2,2K