Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Братья Карамазовы

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним24 января 2023 г.

    Где три брата там и четыре

    Книга безнадежно устарела. Мифическая русская душа с её широтой души умерла еще во времена коллективизаций и сталинских реформ. Как и многие классические произведения упор в данном произведении сделан не на смысл и содержание, а на объем.

    В части философских изысканий данный кирпич напомнил Война и мир Толстого. Но есть большое НО.  Братья изобилуют разнообразием идей, которые автор хочет обсудить с читателем, Война же всесторонне рассматривает один тезис и последовательно приводит разносторонние аргументы. Война и мир со всех сторон рассматривает одну философскую мысль "влияние человека на события" и "предопределенности пути", в Братьях Карамазовых же много идей, но с другой стороны все эти идеи и рассуждения над ними поверхностны и часто даже глупы, как и герои повествования которые их обсуждают, поэтому согласиться со всеми рецензиями, которые твердят "глубокий философский труд" вообще никак не могу. Просто как самый запомнившийся пример "Есть ли в аду потолок? Если нет потолка то и железных крючьев нет. Если крючьев нет, то и ада нет ибо какой ад без крючьев. Если ада нет, то и рая нет".

    В части подачи большая часть книги без потерь могла бы потеряться и ничего не поменялось бы совершенно. Старец Засима, принцип старчества, его молодость, его жизнеописание. Добрых страниц сто заняло, однако кому это было надо? Что передалось читателю в данном отрывке книги, как это повлияло на персонажей, да никак не повлияло так и все произведение. Такое чувство, что у автора были наброски 10-15 произведений, очерков, рассказов и листов где он ручку расписывал. И все это добро решено было объединить вокруг маленького сюжета, об убийстве.

    Основной сюжет. Жили были три сына от двух матерей и одного отца. Алексей, Иван да Дмитрий, ни единый не был нормально воспитан, ни один не испытывал никакой привязанности к отцу, ибо отца в их жизни и не было, а были только деньги от отца. Характера все они не однозначного. Дмитрия бы в военные послать, чтоб было куда дурь вымещать, ибо в порывистости своих чувств и непонятном благородстве души своей а вместо этого он просто убивает свою жизнь на кутежи и попытки забрать часть своих денег у отца. Иван - образован, но не с целью, а просто так. Не имея места куда приложить знания прозябает в безвестности. Алексей увлекся сказками, а потому примкнул к церкви и решил там грехи всех подряд замаливать, а отец и не против ибо нагрешил сполна. Федор отец семейства - выходец из небогатой семьи, но пару успешных браков и несколько сделок принесли ему популярность и уважение от окружающих. Сын и отец увлеклись (принципиально не скажу, что влюбились) в особу вольного характера, проще говоря блудницу, однако блудницу высшего сорта, которая всем обещает и никому ничего не дает, ни сердца ни тепла.  А так как оба провели жизнь в праздном безделии, то времени на бесполезные разборки у каждого предостаточно. Отца убивают. Кто виноват? Все полагают, что Дмитрий. И дальше разворачивается расследование, которое десяток раз рассказывает события одного вечера от лица разных людей. Отдельно хочу отметить, что до сих пор недоумеваю почему Иван, который точно знал кто убийца и имел информацию где лежит орудие убийства и на протяжении многих страниц планировал побег упал в обморок и лежал там все время.

    Герои произведения описаны во всем произведении и собирать портрет приходится на протяжении тысячи страниц, что в конце-концов только путает читателя. За что все так любят Грушеньку не понятно, ибо чертовка ловка строптива но и только. Образы не выразительные и тонут на фоне отчеств персонажей, можно было бы еще страниц 50 срезать если бы отчества из книги убрать и это при том, что ни единого повторяющегося имени в произведении нет.

    Итого. Гора воды. Слог и повествование интересны, что-то есть, что заставляет преодолеть этот кирпич, сама же история представляет интерес только для любителей романтизма с их дворянской гордостью, остальным покажется бредом. Философия довольно пустая, из-за чего вырванная из контекста не представляет интереса, и, опять-таки, размышления о подлости, воровстве, религии, отношениях безнадежно устарели и не соотносимы с текущим временем. "До этой книги нужно дорасти" часто слышу я, однако, эту книгу слишком легко перерасти.

    12
    489