Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Nazira_K24 января 2023 г.Впервые я прочитала «Собор Парижской Богоматери» в подростковом возрасте и осталась под огромнейшим впечатлением. С тех пор посещение собора для меня стало идеей фикс, а Виктор Гюго был вознесен на пьедестал самых любимых авторов. Сейчас, при прочтении будучи взрослой (как страшно это звучит), понимаю, что раньше я сильно романтизировала это произведение, но все равно горячо люблю и ценю Гюго за придание своим книгам множества смыслов.
Думаю, нет такого человека, который не знал бы сюжета в той или иной степени - кто-то читал книгу, кто-то смотрел великолепный мюзикл. Чаще всего роман описывается как история невозможной любви, и на первый взгляд, оно так и представляется. Но когда рассматриваешь каждого героя более детально, кроме искренней, беззаветной любви можно заметить и обыкновенную похоть, и всеобъемлющую страсть, переходящую в манию обладания.
К слову, по мюзиклу, просмотренному раз пятьдесят, у меня сложилось впечатление об архидьяконе Коде Фролло как об очень несчастном, раздираемом противоречиями человеке. В оригинальном тексте Гюго же он откровенный насильник и очень жестокий человек. Вот, оказывается, как сильно можно переиграть интерпретацию персонажа.При этом я заметила, что автор не раздает оценки своим героям. Читатель может самостоятельно решить, кто, несмотря на внешнюю оболочку или образование, красив душой, а кто – обыкновенный лицемер, эгоист, лгун и/или махинатор. В то же время чувства и мотивация у персонажей весьма простые, автор не приписывает своим героям сложных душевных метаний. Однако, это не делает роман менее великим.
Взять хотя бы множественные отступления писателя на тему развития книгопечатания и того, как оно стремительно поменяет привычный уклад жизни обывателей; что люди подчинены року и могут быть задавлены судьбой, как муха пауком; что многие люди, наделенные властью вершить чужие судьбы, зачастую даже элементарно на них не взглянут. Вводя многочисленных второстепенных персонажей, Гюго показывает нам изнанку Парижа, историческую подоплеку с противостоянием короля феодалам, мешающим ему централизовать власть; с дворами чудес; с бездарно прожигающими жизнь школярами.
Интересно, как автор провел большую работу и показал нам Париж с высоты птичьего полета таким, каким он был в 1482 году. Кого не поразит то, что с тех пор и до наших дней сохранились здания Дворца правосудия, больницы Отель-Дьё, университетского или латинского квартала, ну и конечно же самого Собора Богоматери. Для меня было вдвойне интересно перечитывать рассказы Гюго обо всех этих местах и мысленно возвращаться в недавнее путешествие в Париж.
Эксперты в шоу «Игра в бисер» и Павел Уваров, прочитавший лекцию на канале Arzamas, сходятся в том, что роман является продуктом массовой культуры, его можно читать любому желающему в любом возрасте. И действительно, на своем примере я поняла, что в подростковом возрасте он воспринимается как личная трагедия каждого персонажа, а сейчас как социальная критика, оценка исторических событий и размышления о том, куда это все нас ведет. И в обоих случаях роман остается очень увлекательным.
8532