Рецензия на книгу
My Brilliant Friend
Elena Ferrante
RondaMisspoken23 января 2023 г.Босоногое неаполитанское детство
Элена узнает о внезапной пропаже своей подруги Лилы, с которой они дружат уже больше шестидесяти лет, из тревожного звонка взрослого сына пропавшей. Или, лучше сказать, исчезнувшей: совершенно неожиданным образом вместе с пожилой женщиной испарились все вещи, документы и фотографии не только в ее собственном доме, но и в домах близких и знакомых, будто ее никогда и не было. Чтобы вернуть к жизни непокорную подругу Лену, вопреки данным когда-то обещаниям, начинает писать историю их отношений, проходящую через несколько десятилетий. Все началось в бедном неаполитанском квартале, когда, играя рядом в куклы, дочь сапожника Черулло сбросила в подвальное окно куклу дочки служащего муниципалитета Греко. Та решила не оставаться в долгу и проделала то же с куклой соседки. Дрожа от страха, две девчушки вместе полезли в темный подвал возвращать своих «дочек», но жуткие страшилки про соседа-людоеда быстро подкосили их уверенность. Куклы пропали без вести, а Лила и Элена из просто одноклассниц превратились в подруг…
Начиная историю с пропитанного детективным духом пролога Ферранте уверенно цепляет читателя на крючок, подогревая его интерес с двух сторон: чисто практической реализацией такого «испарения», но гораздо больше, конечно, поиском причин, побудивших к такому поступку далеко немолодую женщину. Путешествие предполагается очень продолжительное, поэтому стоит запастись терпением, что карты будут раскрыты нескоро, но надежды уловить какие-то «звоночки» оставлять не стоит. События, важность которых в истории оценить еще сложно, идут очень плотно друг к другу настолько, что даже оканчивается все на стадии развития событий, буквально вынуждая безотлагательно схватиться за продолжение, чтобы наконец найти хоть какие-то ответы на огромное количество вопросы и проверить вместе с собственными гипотезами теории главной героини. Тем не менее, первая книга квартета – это, в первую очередь, тщательная расстановка фигур, населяющих целый квартал, со сложными семейными и социальными связями. Перечень действующих лиц, сопровождающий каждую книгу, сначала будет особенно необходим, отходя на второй план по мере обживания читателя в описываемой местности. С одной стороны, это закладывают базу для всех остальных событий, с другой весьма, нетривиальным способом создает особую атмосферу, где все друг друга знают, а при любом раскладе семья всегда должна стоять для человека на первом месте вместе с сохранением таинства брака, ссор и способов воспитания детей. Примечательно, что для передачи специфичного духа одного бедного неаполитанского квартала Ферранте за редким исключением практически не использует описания: ни зданий, ни вкусов блюд, ни запахов, которые как раз могли в детстве восприниматься острее. В ее книге город – это его жители, на подробную характеристику которых она не скупится: от внешнего вида до манеры говорить.
Выбрав в качестве повествователя взрослую женщину, автор, тем не менее, уходит от анализа поступков с выстраиванием причинно-следственных связей и упоминания исторических событий разного масштаба, сопутствующих личным драмам героинь. Для периодов детства и отрочества такой ход выглядит максимально логичным: он позволяет точнее передать ощущения, переживаемые в моменте, ведь на тот момент времени квартал со всеми своими страстями и местными легендами являлся для маленьких девочек всем миром, выбраться за пределы которого – настоящий подвиг. Этот детский взгляд еще безоценочно познает правила игры окружающего мира во всем его жестоком многообразии: и самые ужасные с взрослой точки зрения происшествия не вызывают какого-либо отторжения, потому что давно знакомы и воспринимаются естественно, а неподдельный трепет вызывают чудовища, порожденные воображением. Причем чудовища эти появляются как способ адаптации под детское представление услышанных от родителей сплетен или прозвищ, оставляющие только предположения о своем появлении, которое точно идет к привязке к сопутствующим событиям в стране и мире. Уже в детстве определяется характеры двух подруг, которые дальше будут только выкристаллизовываться: бойкая энергичная дерзкая Лила с живым умом, но быстро меняющая свои интересы, и молчаливая скромная Лену, отличающаяся усидчивостью и терпением. Их свели соседство и совместная игра, потом появились общие интересы и общая цель – наивная детская мечта выбраться из опостылевшего квартала, где все убого, в другое место с лучшим видом из окна, лучшей мебелью и лучшей жизнью в придачу. Под стать своим характерам, которые в пубертате обросли неприглядными и неприятными изменениями тела и соревнованием в первенстве по поцелуям, каждая из девушек выбирает свой путь достижения этой мечты: переполненным сомнениями методичным трудом и азартным наскоком якобы умудренного жизненным опытом подростка. Так начинается новая игра, гораздо более жестокая и изматывающая. Чей метод сработает лучше – большой вопрос, загадывать победителя и вовсе не приходится: гнетущее настроение последней страницы не предвещает в обозримом будущем ничего хорошего для обеих героинь.
7/10
Рекомендуется: запастись терпением.
Опасно: для подзарядки детским энтузиазмом.9578