Рецензия на книгу
Трилогия Мердстоуна
Мэл Пит
Аноним23 января 2023 г.Когда меня просят посоветовать что-нибудь злое, но смешное, я с удовольствием рекомендую романы трёх всадников сатирического апокалипсиса: Джонатана Троппера, Кристофера Мура и Бена Элтона. Кажется, я наконец-то нашла их четвёртого брата – британского писателя Мэла Пита.
Писательскую карьеру Пит начал в 52 года, что звучит весьма утешительно для тех, кто хочет связать жизнь с текстами, но чувствует, что литературные часики-то уже тикают. В основном, он писал книги для детей и подростков, но также создал и один взрослый роман под названием «Трилогия Мёрдстоуна». О чем роман?
Филипп Мёрдстоун – писатель средней руки, получивший известность благодаря романам для детей о ранимых и слегка ментально нестабильных мальчиках (самоирония автора чувствуется уже на первых страницах романа). Когда последняя книга Мёрдстоуна продалась тиражом всего в несколько сотен экземпляров, его литературная агентша выдвинула ультиматум: либо Мёрдстоун в срочном порядке пишет книгу в популярном жанре фэнтези, либо может забыть о возобновлении контракта с издательством.
Ненавидящий фэнтези Мёрдстоун идёт на сделку не только с совестью, но и с волшебным существом по имени Покет Доброчест, который привиделся отчаявшемуся писателю после пары пинт тёмного пива. Покет надиктовывает Мёрдстоуну первую часть блестяще написанной саги о короле в изгнании, тёмном властелине и могущественном Амулете, в обмен на обещание найти тот самый Амулет, затерянный где-то в реальном мире.
Так, пародийный роман постепенно превращается в объект собственной насмешки, причём написанный с любовью к высмеиваемому жанру. В процессе чтения мне было не только интересно, допишет ли Мёрдстоун злосчастную трилогию, но и волнительно за героев его текста: воссоединится ли король-изгнанник со своей возлюбленной? Выживет ли чародей в конце второй части? И, конечно, удастся ли подданным Королевства освободиться от диктатуры коварного Морла? Кстати, в финале Пит продолжает рвать шаблоны и по-постмодернистки выворачивает фэнтезийный канон наизнанку.
Но, на самом деле, «Трилогия Мёрдстоуна» — это едкая сатира не столько над фэнтези, сколько над издательским миром. Пит проходится по стремлению индустрии делать быстрые деньги на беллетристике, а не поддерживать авторов, которые пишут по-настоящему сложные и интересные тексты. От него достаётся и литературным премиям, и книжным ярмаркам, и, безусловно, критикам. Не зря коллеги называли Пита «писателем для писателей», ведь он как никто умел описывать боли автора.
Единственное, на мой взгляд, в романе перебор с объективацией женских персонажей. Хотя, возможно, Пит специально делает на этом акцент, зная, что авторы фэнтези частенько грешат подобной практикой. И, в целом, текст написан со слегка бумерской интонацией, if you know what I mean.
Тем не менее, советую «Трилогию Мёрдстоуна» всем, кто любит фэнтези, и особенно тем, кто фэнтези ненавидит. И, конечно, всем поклонникам «книг о книгах» и внутренней кухне издательского мира.
15586