Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
alexantlt26 декабря 2013 г."Drag me to hell..."
В этом романе поминают дьявола и пекло чуть реже, чем в сатанинской библии. Главный герой - одержимый местью маньяк-некрофил. Призраки ползут в окно так жутко, что алкоголик Эдгар По (современник Эмили) со своими обнимашками в фамильных склепах нервно ходит под себя. Мрачные пустоши и болота Йоркшира более дружелюбны, чем большинство персонажей. Собаки рвут в клочья маленьких девочек. Практически все основные герои мертвы... Определенно, роман "Грозовой перевал" стоит особняком в триаде классических женских романов 19 века.
В индийской философии есть понятие трех гун - это качества или свойства материальной природы, которые проявляются в благости, страсти и невежестве. Так вот, по-моему, "Джейн Эйр" - это роман о любви в благости, "Гордость и предубеждение" - о любви в страсти, а "Грозовой перевал" - о любви в невежестве.
Это роман о живых людях, настолько противных, что всю книгу задаешься вопросом: почему они достойны места в истории? Крепкий сюжет, структура, многогранный конфликт, несколько повествователей, демоническая любовь и персонажи, прописанные глубоко и достоверно. Эмили Бронте (между прочим поэтесса) прожила 30 лет и написала единственный роман, который стал сразу новаторским шедевром. Все так. Но когда я дочитал книгу, она мне не понравилась. И на необитаемом острове я бы разжег ей костер в первый день. Другое дело - роман в контексте времени. Когда он обрастает другими книгами и биографиями, шкала гениальности уверенно возрастает. "Грозовой перевал" я читал после "Гордости и предубеждения". А следом "Джейн Эйр". Смело ставлю Эмили Бронте на пьедестал в соревновании за сердце мужского читателя. Жутко мрачно и запредельно не по-женски.
1028