Рецензия на книгу
Смерти.net
Татьяна Замировская
Аноним22 января 2023 г.Блеск и нищета цифрового бессмертия
В далёком 19 веке русский философ Николай Фёдоров создал необычную концепцию "воскрешения отцов". Представьте, что наука дошла до такого уровня развития, когда люди научились восстанавливать тела и личности умерших людей. Столкновение с этим феноменом заставит человечество превратиться во что-то совсем другое, в музей общечеловеческой памяти. Фёдоров считал это неким подобием рая, что, конечно, вполне можно оспорить, но эмигрантка из Белоруссии Татьяна Замировская взяла фёдоровские тезисы на вооружение и написала книгу "Смерти.net".
В этом романе человек до своей смерти может создать свою точную копию в цифровом мире, которая будет обладать всей его памятью до даты копирования. После смерти по завещанию эта копия может быть активирована, но существовать ей придётся только в своеобразном интернете для мёртвых, ограничиваясь лишь звонками по скайпу своим живым родственникам. А сам цифровой мир мёртвых представляет собой нечто, состоящее исключительно из совместной памяти тех, кто его населяет. Причём неселение это не обязательно человеческое. Замировская приводит забавный пример, как 12 котов из своей котиной памяти материализовали бабку, которая при жизни за ними ухаживала. Те в благодарность, приносили ей мышей, и бабке ничего не оставалось, как их поедать, ведь коты запомнили её именно такой (зачем же ещё коты приносят свою добычу людям?)
Главная же героиня приходит в себя в цифровом посмертии и узнаёт, что в реальном мире её убили, и что сделал это её собственный муж. Его цифровая копия, кстати, тоже находится здесь, но и понятия не имеет о своём преступлении, так как была сделана за два месяца до этого. Драма как она есть, да ещё и обещающая детективный сюжет. Что ещё нужно для отличной книги? Так я думал первую половину романа, но, к сожалению, у него имелось и окончание.
Не случайно в первом абзаце я упомянул, что Замировская эмигрировала из Белоруссии. Этот факт очень важен, потому что на страницах романа она продолжает бороться с легко узнаваемым "диктатором из страны откуда-то на востоке Европы". И не просто борется, а побеждает, не без унижения последнего. Ну а что такого, сдачи же он дать не может. Вот так лёгким движением руки фантастическая вселенная схлопывается до размеров простого политического памфлета. Гора родила мышь, которую съела бабка-нейрозомби, как самокритично замечает писательница. Автор конечно, закрывает свой антидиктаторский гештальт, но в месте с тем заставляет читателя страдать. По мне, текущий политический дискурс так же уместен в этой книге, как и темнокожие эльфы в сериале-приквеле к Властелину колец.
Но оставим политику и повестку, здесь у всех свои взгляды. Гораздо больше в романе меня удручает то, что с портретами у Замировской всё довольно плохо. Ни одного описания лица, или хотя бы выражения не найти на страницах романа. Тут можно включить поиск глубинного смысла и найти отсылку к льюисовскому Пока мы лиц не обрели , но сделать это можно только с очень большой натяжкой. Зато писательница не прочь обсудить платье героини и прочие животрепещущие вопросы гардероба безликих героев.
Язык романа богат, но местами это богатство очень безвкусно, как золотые унитазы в квартире главы ставропольского ГИБДД. Если к выражениям типа "водная гладь электричества" ещё можно привыкнуть, то вот вам полноценное предложение:
Фиолетовая гнилушка сияла, как чужая печень, оброненная в грязь и выплеснувшаяся в форме черепа.Подобное жонглирование эпитетами вызывает муть в глазах, и, конечно, тоже повышает "порог вхождения" в роман Замировской.
Чтобы добить читателя окончательно, писательница завершает свой роман очевиднейшей временной петлёй, которую со времён выхода фильма "Терминатор" в 1984 году кто только не использовал. Даже мне удалось предсказать финал романа уже к его середине. Чтоб было понятно, насколько я проницателен, приведу один пример: только в 21 год, в очередной раз пересматривая "Бриллиантовую руку", я понял, кто же в фильме является Шефом.
Положа руку на сердце, могу рекомендовать эту книгу только тем, кого увлекают драматические истории, и кто, увлёкшись, не обращает внимание на политические аллюзии, наполненную нелепыми метафорами философию и предсказуемые сюжетные повороты.
Содержит спойлеры12508