Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девственницы-самоубийцы

Джеффри Евгенидес

  • Аватар пользователя
    Аноним25 декабря 2013 г.

    Признаюсь честно, книга разочаровала. Я ожидал захватывающее дух исследование психологии девушек, их душевных терзаний и сокровенных переживаний. Вместо этого главные героини оказались для меня настолько же безликими и слившимися в одну девушку, как и для мальчиков, от лица которых ведется повествование. На их фоне выделялась лишь Люкс - но и то лишь благодаря своей бурной сексуальной жизни, а не яркому, запоминающемуся образу.

    Большая часть книги представляет собой описание событий, практически без вкрапления диалогов. В некоторых местах читать было откровенно скучно, в особенности когда русло повествования уходило от трагедии семьи Лисбонов к описанию школьной жизни или многочисленным статьям, опубликованным в газетах на тему самоубийств. Порой автор ударялся в выяснение причин поступка сестер, но к концу книги их мотивы стали не намного яснее, чем в начале. Девочки жили в благополучном районе, не испытывали нужды и лишений. Да, пусть с родителями им не повезло - бесхребетный отец и мать-тиранша, - но в любом случае это не повод сводить счеты с жизнью. Объяснить их поступок тем, что девушки устали жить в мире, "погрязшем в пороках", и не могли смириться с тем, что им навязывали образ жизни? Но буквально через пару страниц следует фраза:


    Какие могут быть заботы у современных детей? Если им хочется трудностей, пусть отправляются куда-нибудь в Бангладеш.


    Даже линия отношений Трипа и Люкс обрывается слишком неестественно, и спустя годы только отдельные фразы приподнимают завесу над чувствами парня в те времена:


    Перед этой любовью померкли все последующие, ибо, в отличие от других, ей так и не довелось испытать поражение в битве с обыденностью.


    Есть, безусловно, в этой книге и заслуживающие внимания моменты. Очень мне понравилось то, как изображен упадок американского общества (да и не только американского), хотя люди и пытаются убедить себя в обратном. Вязы же предстают в данном свете как символ благополучия, от которого к концу книги не остается и следа, а вездесущая мошкара и зловоние, исторгавшееся на протяжении романа из самых разных мест, лишь довершают картину. Не знаю почему, но ко всему прочему мне запомнился небольшой отрывок, посвященный старой миссис Карафилис с ее "письменами отчаяния и горя в очертаниях облаков" и то, как этот образ перекликался с трагедией сестер Лисбон.

    Но в целом же создается впечатление, будто автор взвалил на себя непосильную задачу разобраться в подростковой психике - и свою неудачу на этом поприще объясняет через уже повзрослевших мальчиков:


    ...нам уже никогда не найти <...> недостающих звеньев головоломки, которую мы так и не сумели сложить.


    И после этого утверждать, что я как читатель проник за ширму, которой окружили себя сестры Лисбон, было бы слишком самонадеянно.

    P.S. На этом фоне экранизация смотрится довльно-таки выгодно: не претендуя на глубокий анализ, она с большой точностью передает почти все события романа, а приятным дополнением к этому является актерская игра Кирстен Данст.

    15
    89