Рецензия на книгу
Дорога в жизнь
Фрида Вигдорова
Аноним24 декабря 2013 г.Ученик Антона Семеновича Макаренко, сам бывший беспризорный мальчишка, Семён Афанасьевич Калабалин (у Вигдоровой Карабанов) берется за самый трудный детский дом №60 под Ленинградом в 30-х годах прошлого столетия. Ему предстоит 80 беспризорным мальчишкам показать на примере их собственного труда другую жизнь, где каждый из них не забыт, чисто вымыт, найти к каждому из них индивидуальный подход, показать тропинку к социуму. У Семена Калабалина за спиной 13-летний опыт проживания в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, где он на себе испытал "перерождение". Детский дом с клеймом "для трудных" - его первая работа на поприще воспитателя, туда он вместе с женой Галей и двумя детьми и приехал пробовать свои силы, советуясь в письмах с А.С. Макаренко. Первым делом Семен Афанасьевич с помощью мальчишек отмыли здание и все труднодоступные места, отмыл мальчишек и сменил их рванье на новую одежду. Постепенно он прививал традиции мальчишкам, учил их обычным вещам, которые им никто до этого не показывал, советовался с ними, не наказывал сгоряча, хотя и бывали сложные моменты. Не всем эти изменения были по душе, несколько мальчишек сразу же сбежали в понятную им жизнь, остались те, которых этот процесс трансформации увлек. У детворы появились обязанности, как у старших, их время было расписано по минутам и некогда было озорничать и вспоминать прошлые привычки. "Они привыкли: кто-то что-то с ними делает, а они либо кое-как подчиняются, либо увиливают, а то и бунтуют понемногу. Сегодня они просыпались с сознанием, что у них есть начатые и неоконченные дела." Несколько строптивых мальчишек держали в напряжении коллектив, но и с ними Калабалин пробовал договориться без нажима, щадя их чувства. За десять месяцев работы детский дом из запущенного превратился в благополучный: воспитателю удалось найти прекрасного учителя в лице Владимира Михайловича, которого дети уважали и боялись огорчить; слава об их мастерской уже бежала впереди них; в детдоме, благодаря стараниям самих учеников, оборудовали школьные классы, где все дети смогли начать учиться под руководством небезразличных к их судьбе учителей. Одно огорчало: официальная наука, педология, не верила глазам своим, доверяя сомнительным тестам. Были у Семена Афансьевича и проколы, как же без них?, за которые он себя корил. "Никого нельзя упускать из виду, ни о ком ни на час нельзя забыть. Я знал это и все-таки забывал – в горячке, в работе, но разве это оправдание?" Один такой прокол стоил его семье безмерного горя, но свою работу с детьми он не бросил. Тема для книги очень сложная, но книга читается легко и интересно, записи в виде дневника ошибок и достижений. Первая книга трилогии прекрасного автора о нестандартной педагогике прочитана за несколько дней, впереди еще "Это мой дом" и "Черниговка".
Разные есть воспитатели, разные учителя. Семен воспитывает не уговором, не объяснением, а собою, самой жизнью своей – не скупясь и не оглядываясь. Это хорошо, это и плохо. Надолго ли хватит человека, если он вот так, без оглядки, отдает себя? Да, но ведь он и берет – у жизни, у книги, у людей, у ребят.
Если ребенок растет в плохой семье – это несчастье. Если он учится в плохой школе – это худо. Но если он живет в плохом детском доме – это страшнее всего. Детский дом для него все: и семья, и школа, и друзья. Здесь возникают его представления о жизни, о мире, о людях, здесь он растет, учится, становится человеком и гражданином. И детский дом не может, не имеет права быть средним, «неплохим». Он непременно должен быть очень хорошим.
8218