Рецензия на книгу
Волшебник
Владимир Набоков
Аноним21 декабря 2013 г.Главный герой «Волшебника» еще один образчик похотливого самца, вожделеющего к нимфеткам. Хотя под определение «нимфетка» героиня вряд ли подпадает, - ничем не испорченная девочка, обычный ребенок, вполне возможно сексуально привлекательная только для главного персонажа, но тут уж не без патологии. Кстати, приходится обходиться только обозначениями вроде «главный герой», «героиня», что не очень удобно, но у Набокова во всей повести по имени названо только одно, даже не второстепенное, а где-то третьестепенное лицо. Так что, чем богаты.
Не буду смешивать отношение к герою с отношением к произведению в целом (стараюсь никогда не делать этого), тем более, когда встречаешься с таким виртуозным сюжетом, держащим в напряжении.
Мастерство автора в фабуле, в событиях, их последовательной связи через отдельные сцены, мелочи. Вот некоторые:- Газета за тридцать второе число. Нелепость? А ведь этот пассаж говорит об эмоциональном состоянии героя, о его болезном, аномальном желании и на фоне этого не замечающего явного абсурда ситуации.
- Брачная ночь. Это изумительного качества тонкое кружево гротеска, обнаруживающее себя каждым словом, фразой.
Сюда же можно отнести и эпизод с поиском ГГ своей комнаты в лабиринте гостиницы.Такие фрагменты, добавляющие сюр, иронию и при этом без которых уже и не мыслится основной сюжет, и составляют в совокупности полотно захватывающего интересного произведения, не без доли некоего отвращения – признаю это. Тут уж тема говорит сама за себя. Но первое перевешивает второе, вне всякого сомнения. Умел Набоков рассказать о неприглядном и непристойном и все это на грани, но не переступая ее. Умел!
8138