Рецензия на книгу
Мара и Морок
Лия Арден
Pecha15 января 2023 г.Больше, чем я ожидала от хайпового ромфанта
Про эту книгу столько говорили все, что я стала опасаться её читать. Конкретные детали из всяких обзоров я забыла (в основном намеренно), но помнила, что комментарии были смешанные и помнила (самое главное), что это ромфант со славянскими мотивами. А с ромфантом у меня сложные отношения. Поэтому читала с опасением, постоянно ожидая, что будет тригерить от чего-нибудь.
Текст сразу зацепил, так как в той части, которая не касается диалогов, написан классно. Хорошие описания всего (помещений, одежды, действий), динамика предложений в самый раз - не растянуто и не скомкано. И концепция книги отличная. Но вот диалоги стрёмные: все персонажи говорят одинаково, независимо от характера и происхождения. Именно на диалогах как-то скомкано текст шёл. И второстепенные персонажи в целом все деревянные.
Героиня немного подбешивала временами, но здесь, скорее именно передачи речи какой-то внятной не хватило. Потому что все её эмоциональные порывы по большому счёту обоснованы возрастом, обстоятельствами, и недостаточной социализованностью. Но она таки не тупенькая, думающую героиню автору прописать удалось (чего чаще всего в ромфанте и нет, с моей точки зрения).
А ещё не хватало проработанности деталей: вот оживили главную героиню 200 лет спустя, а никаких проблем с коммуникацией нет (снова возвращаемся к одинаковой манере речи персонажей). А, по хорошему, её речь должна быть устаревшей хотя бы немного, а у других персонажей должны быть не знакомые ей неологизмы. И вообще должны были быть другие детали эпохи, которые ей не знакомы: элементы одежды, предметы быта и т.д. А так получается, что не 200 лет прошло, а года 2, ну изменилось что-то, позолоты больше во дворце, но ничего значительного.
А ещё не слишком заходила романтическая составляющая (особенно, когда автор треугольники делала). Может, дело в индивидуальном восприятии, не знаю, не могу понять, в чём дело.
И в сочетании действительно классной задумкой, но недостаточной её проработкой, из-за этого было даже обидно - для такой идеи, и такого текста хотелось бы вообще другой жанр, не ромфант а полноценное фентези. А вот в фентезийности деталей и не хватало.
Например, с точки зрения славянизма/неславянизма. У нас тут Морана - списанная и получившая имя с реальной славянской богини. А других богов нету. Вообще. И вообще на тему религии и культуры больше нет ничего. Ну явно же люди должны поклоняться не только богине смерти (и немного жизни), если у нас язычество и политеизм. Или всё-таки у нас тольно Морана и Тень? Не понятно.
При этом большинство имён персонажей - не славянские, а православные. (А имена типа Дмитрий, Алексей и Николай - греческого происхождения, пришедшие к нам с христианством). Но у нас тут типа язычество. Отсюда при чтении постоянно возникал диссонанс.И хоть я тут углубилась в какое-то перечисление минусов. Но по итогу мне всё-таки понравилось, читала с интересом, не заставляя себя. Просто постоянно возникало ощущение, что таланта у автора хватило бы на большее. Продолжение я в любом случае дальше читать буду.
384