Рецензия на книгу
Последний день приговоренного к смерти. Рюи Блаз
Виктор Гюго
Аноним19 декабря 2013 г.Это совсем небольшое по объёму (что вовсе не означает, что оно ничтожное по значимости) произведение мэтра французской классической литературы XIX века по сути является мощным по силе воздействия открытым письмом автора к французским законодателям. Письмом, в котором Гюго со всей силой своего литературного таланта и при авторитетной поддержке своего собственного реноме выступает за полную отмену смертной казни во Франции. rоторая на тот момент приводилась в исполнение при помощи некоего механического приспособления, называемого по имени своего изобретателя гильотиной.
Художественную часть книги предваряет относительно большое по объёму (около 1/4 всей книги) авторское предисловие, в котором Гюго гневно обрушивается на буржуазную судебную систему Франции за то, что несмотря на все французские революции свобода, равенство и братство как были всего лишь революционным лозунгом и идеалом,так ими и остались. И как преступников приговаривали к смертной казни посредством гильотинирования, так и продолжают делать это — равнодушно и механически, никак не проникаясь мыслями и чувствами того, кто приговорён к смерти и ожидает её. Но и этого мало — во время совершения этой акции не раз и не два происходили ужасающие по своей сути эксцессы, когда вследствие ли халатности палача, или же намеренной порчи гильотина приходила в неисправность и процесс отделения головы преступника от туловища происходил... как бы это сформулировать-то... не с одного захода... И поведение палача и его помощников при этом порой выходило уже за всяческие рамки разумного (не говоря уже о гуманизме)... Нет смысла тут всё это живописать, потому что у Гюго это получилось гораздо лучше.
Вторая, основная часть книги представляет собой дневник приговорённого к смерти. На мой взгляд, Гюго вполне удалось проникнуть в суть того, что чувствует человек — хоть даже и преступник, вполне виновный и заслуживший приговор — после того, как ему объявляют "высшую" меру наказания. При этом мастер французской классики даже чуточкой не посвящает нас в содержание вины приговорённого, говорится только, что он виновен в кровопролитии. Однако с позиции гуманиста Гюго это совсем неважно, потому что преступник изобличённый и арестованный, по его мнению, совсем более не опасен для общества и потому смертная казнь не нужна...
Трудно судить однозначно, история показала, что несмотря на всё развитие человечества за истекшие с момента написания книги 180 лет, число преступников не убавляется, и что совсем не всегда виновным в преступном развитии личности преступника можно считать общество. Да ведь есть и преступления такой тяжести, что поневоле восклицаешь, что "смерти достоин"...
Эх, хе-хе, хе-хе, грехи наши тяжкие...
35212