Рецензия на книгу
Зависть. Рассказы. Ни дня без строчки
Юрий Олеша
Аноним11 января 2023 г.Обо всем понемногу красиво и метафористично
Писатель Юрий Олеша мне был знаком только по детской повести "Три толстяка", хотя Аркадий Белинков называет ее революционной и совсем не детской. Аркадия Белинкова, вернее его огромный труд о творчестве Олеши, книгу свыше 1000 страниц, а еще вернее аудиокнигу, слушаю с перерывами на другие книги. Так получилось, что взялась почитать другие произведения писателя, который пишет немного хаотично обо всем, что он наблюдал в своей жизни в непростое время для нашей страны. Да и сама жизнь его была не очень простой, но насыщенной разными событиями, так как родился он в 1899 году.
"Ни дня без строчки" - очень понравилось, хотя логики в изложении отдельных глав (их всего 5) совсем нет.
Как поняла из его изложения, написана эта прозаическая вещь в один присест. И вот почему. Уже во времена Олеши чтение книг происходило между делами ( в метро и даже на эскалаторах). Поэтому и написано так: отрывисто, мысль закончилась переходит к следующей. Отрывки, картины жизни, наброски мыслей - это все Олеша.
Писатель задает вопросы и сам на них отвечает. Было интересно. Описание елки и Рождества тоже зацепило.
Читая, маленький Юрий Олеша, его отец, играющий в карты и проигрывающий, бабушка и сестра, встают перед глазами. Шаловливый маленький одессит таким он представился мне и запомнился. Первая часть - это о детстве.
"Какая чудесная вещь- свобода воспоминаний! Какая прелесть в том, что они появляются, как им угодно, и никак мы не можем заставить себя вспомнить именно это, а не другое".
Часть вторая посвящена Одессе. И опять все написанное встает перед глазами: нарядная Дерибасовская, красиво мощенная нерусским камнем, дом кампании Пате, Ришельевская гимназия, куда мальчика Юру привела бабушка, маленького, болезненного и бледного. Мелочи и не мелочи одесской жизни, которую наблюдал мальчик: о первом трамвае в Одессе, о кепках с пуговицей на макушке, о кожаных штанах, в которых ходили первые конструкции авиации, о гимназистах и одесских богачах. Написано отрывочно и ничего существенно важного. О той жизни, когда соседи приходили смотреть как горит электрическая лампочка.
"Какое емкое явление - век! В нем успевают вместиться много поколений, событий, изменений лица культуры". В жизни Олеши тоже многое вместилось и об этом он написал. Он помнил о смерти Толстого, видел девушку, читающую на эскалаторе в метро "Анну Каренину" , о стоимости пирожного в 3 копейки и кваса за 2 копейки, о знакомстве с Буниным на берегу моря, который показался ему злым стариком - это все одесская жизнь писателя. Еще запомнилось его воспоминание о Волошине, который завещал поставить вместо надгробия скамью - небольшую, на которой могли объясниться в любви юноша и девушка.
А дальше в жизни Олеши была Москва и третья глава об этом периоде жизни, когда он застал в столице Сухареву башню, работа в газете "Гудок". Это была молодость, молодость страны и молодость советской журналистики. Именно здесь появился псевдоним "Зубило", подписываясь которым, писал журналист Олеша о железнодорожниках, их быте и прочей жизни. Кстати, газету "Гудок" несколько лет видела в продаже совсем недавно. Кажется, что она существует.
Интересная глава "Золотая полка" - это о любимых книгах писателя. Их много: Данте, Уайльд, По, Монтень и многие другие. Здесь многое не совпало: у меня любимые писатели появляются, потом страсть к ним пропадает, потом появляются другие писатели и так далее...Некий круговорот любовей...
Но Олеша пишет не только о любви, но и критикует, называет Толстого неправильным, так как он нагромождает текст придаточными предложениями, разбирает пушкинские строки. Он отмечает удивительные фамилии в пьесах Островского - Мелузов (мелочь,, мелодия), Великатов - великан, деликатность. Понравилась эта внимательность автора ( никогда не обращала внимания именно на эти фамилии).
А какие замечательные цитаты он приводит: "В моей руке - какое чудо! Твоя рука. А на земле два изумруда, Два светляка." (Афанасий Фет).
Повесть "Зависть" понравилась меньше. Об этом человеческом чувстве писали многие, решился на это и Олеша. Начало очень необычное, а дальше как-то не зацепило. Простенькие диалоги и совсем непривлекательные герои.
А вот цитат из "Ни дня без строчки" можно было выписать много, но поленилась.455