Рецензия на книгу
Бегство от свободы
Эрих Фромм
Аноним14 декабря 2013 г.В "Бегстве от свободы" Фромм анализирует предпосылки возникновения фашизма, и эта книга имеет непосредственное отношение к тому, что сейчас происходит в нашей культуре. Фашизм и любой другой вариант политического режима, основанный на подавлении свободы личности, всегда появляется в результате запроса общества, и происходит это тогда, когда общество переживает период сильных экономических и политических потрясений и оказывается перед необходимостью выстраивания новой системы ценностей.
Основная функция культуры - приспособить индивида к тем условиям, в которых ему предстоит жить, с тем, чтобы он мог максимально реализовать свою личность. Человеку это приносит счастье и ощущение полноты жизни, а обществу в целом - пользу и возможность воспроизводить себя. В Новое время человек зависим уже не от природных, а от экономических условий, и опирается в выборе поведения не на инстинкты, а на социальный характер. Этот характер формируется в каждом человеке как результат взаимодействия сначала с родителями, затем с системой образования и окружающим миром, и является набором тех черт, которые понадобятся ему в дальнейшем. Но помимо этой социальной части в каждой личности есть своя собственная, которая развивается по внутренним законам, если ей предоставлена для этого достаточная свобода, и именно ее развитие позволяет человеку быть счастливым, а обществу - благополучным.Фромм считает, что ценности свободы, самореализации и ответственности за свою жизнь вошли в человеческую культуру в результате адаптации к капиталистической, рыночной системе. В условиях традиционной экономики человек подчинялся тому, кто был облечен властью, и был полностью зависим. В то же время власть и общество заботились о безопасности индивида, а мир вокруг него был достаточно стабилен, ограничен и предсказуем, так что человек мало осознавал свою отделенность от окружающего мира. Принадлежность к определенному слою общества, гарантированная ему от рождения и до самой смерти, и церковной общине обеспечивала ему ясное понимание того, каково его место. Усиление имущественного расслоения, распространение рыночной экономики и конкуренции, возрастание роли денег понемногу разрушали прежнюю систему ценностей и требовали новой, которая воспитывала бы в человеке трудолюбие, готовность к риску, изобретательность, смелость взамен исполнительности, покорности, жертвенности. Для того, чтобы приспособиться к новым реалиям, выжить в них, человеку было необходимо "вырастить" в себе новый социальный характер, а это означало отказ от представлений, которые раньше казались вечными и незыблемыми, осознание своего одиночества и беспомощности. Отсутствие моральных ориентиров, то, что Фромм назвал "моральным одиночеством", в отличие от "одиночества физического", для человека невыносимо: ощущения неуверенности и отчаяния настолько сильны, что парализуют волю. В ситуации такого конфликта он должен сделать выбор: пойти по трудному пути освобождения, выстраивания и отстаивания своих ценностей и придания смысла своей жизни - или найти некую внешнюю силу, которой можно было бы подчиняться. Если экономические, политические, социальные условия не способствуют самореализации, то свобода становится невыносима и влечет жизнь без смысла. Тогда от свободы хотят избавиться и ищут то, что создало бы видимость смысла: твердую власть, диктующую что делать, религию или идеологию, традиции, врага, которому можно было бы противопоставить себя.
Человек может подчиняться не только власти, но и внутреннему авторитету: совести, долгу. И здесь важно отличать органическую совесть, вырастающую из личного и уникального опыта общения с окружающим миром, от моральных догм, которые человек усваивает, чтобы полностью подходить под требования общества или власти и не страдать от противоречий между желаемым и требуемым. Как правило, люди научаются подавлять свою свободу в раннем детстве, когда они зависимы от родителей и не могут не подчиняться им. Если взрослый человек по тем или иным причинам выбирает эту же стратегию конформизма, применения к себе насилия, то автоматически испытывает и реакцию на него - гнев, злость, ненависть. У него возникает потребность властвовать над другими людьми, ненавидеть, причинять страдания, которая чаще всего не осознается. Если в состоянии продолжительного глухого недовольства пребывает большинство членов общества, то в нем со временем теряется психологический смысл понятий "любовь", "доверие", "доброта", и насилие получает все больше оправданий:
...для садистско-мазохистской личности любовь означает не взаимное утверждение и союз на основе равенства, а симбиотическую зависимость; самопожертвование означает не утверждение собственной психической и моральной сущности, а наивысшую степень подчинения личности чему-то высшему; различие между людьми означает не реализацию разных индивидуальностей на основе равенства, а разную власть; справедливость означает не безусловное требование реализации прирожденных и неотъемлемых прав индивида, а правило, что каждый получит по заслугам; мужество означает не высшее утверждение своей индивидуальности против внешней силы, а готовность подчиниться и переносить страдание.Основная проблема, с которой сталкивается человек в капиталистическом обществе, - это опасность потерять себя в погоне за успехом, превратившись в "хорошо накормленный и хорошо одетый автомат". Приняв за смысл своей жизни деньги, труд, социальный статус, отношения с другим человеком или что-то иное, он вступает на тот же путь обезличивания, утраты своей индивидуальности в угоду социальному характеру. По сути эта проблема тоже является следствием желания избежать свободы, сбежать от одиночества, которое ее сопровождает.
Фромм предлагает различать "свободу от" и "свободу для". "Свобода от" - это стремление избегнуть принуждения, естественное и необходимое для каждого живого существа, но не достаточное для полного проживания жизни человека. "Свобода для" - это осознанное, ответственное и творческое отношение к своей жизни, открытость для взаимодействия с людьми и миром, готовность к переживанию и сопереживанию, принятие важности деятельности, а не результата.
Если человек преодолевает сомнение относительно себя и своего места в мире, если актом спонтанной реализации своей жизни он сливается с миром, то он приобретает силу как индивид, обретает уверенность. Однако эта уверенность отличается от той, какая была характерна для доиндивидуального состояния, так же как новая связанность с миром отличается от первичных уз. Новая уверенность не основана на защите индивида какой-то высшей внешней силой; она и не игнорирует трагическую сторону жизни. Новая уверенность динамична; она основана - вместо внешней защиты - на спонтанной активности самого человека; он обретает ее постоянно, в каждый момент своей спонтанной жизни. Это уверенность, какую может дать только свобода; и она не нуждается в иллюзиях, поскольку устранила условия, вызывавшие потребность в этих иллюзиях.296