Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Hunger Games

Suzanne Collins

  • Аватар пользователя
    Sophie_Kirillova14 декабря 2013 г.

    Я еще не дослушала третью часть, но дослушаю так и быть, чтобы в итоге не быть голословной. Но черт побери!
    Я тоже стала читать после просмотра фильма, в моем случае второго, хотя после первого вообще-то зареклась к книге не прикасаться. Но нарушить свое слово меня заставило имя одного гейммейкера, которое очень часто упоминали в первой части. Сенека Крейн. Сенека, Луций Анней - мой любимый философ и я просто не могла не отреагировать, когда во втором фильме так много внимания стало уделяться персоне почившего Сенеки Крейна и, более того, заменил его на поле человек по имени Плутарх. У меня, как у человека очень высоко ценящего детскую литературу, а особенно изобилующую интересными аллюзиями и иносказаниями, говорящими именами и подчас вековой мудростью скрытой в сказочном сюжете, сразу зашевелилось что-то внутри в предвкушении интересного бэкграунда. Что сподвигнуло автора дать этим персонажам такие имена? Почему именно гейммейкеры носят имена философов, да еще и каких! Стоик и моралист. Я сразу же по возвращении из кинотеатра скачала аудиокниги.
    Что ж, фильмы сняты довольно близко к тексту. Но это все, что я могла сказать о книге после прочтения первых двух частей, содержание которых мне было известно по экранизациям. Все. Никаких пасхалок, никаких скрытых смыслов. Я бросилась читать рецензии, статьи на википедии и даже зашла в викию книги, чтобы, прочитав о персонажах, узнать что-то новое, почему выбраны такие имена, какова предыстория создания Панема, какую общую идею передает книга, о чем она, каков основной посыл и чем он подкрепляется? И ничего. Даже викия по миру ГИ не дает ничего больше скупого описания персонажей скопированного из книг. Нет сводки об отношении автора к этим персонажам, ее комментариев об их значимости в книге. Автор даже не заморочилась чтобы продумать фон, на котором хотя бы теоретически могла возникнуть такая вселенная.
    Я старалась не ждать от книги многого. Все-таки автор американка, а американцы - это нация кино. На мой вкус, книги никогда не были их сильной стороной. Большинством они все работают как кино - куча шок-контента цепляющего нижние чакры, а смысла кот наплакал, и тот инфантилен до боли. Исключение делаю для Эдгара По и может Хемингуэя. И собственно Коллинз от основной когорты совсем не отличается.
    Во-первых, смешна сама по себе идея американца рассуждающего о тоталитаризме. Это как прожженный антарктический пингвин, рассказывающий о пальмах и жарком ямайском солнце. Человеку знакомому хоть немного не то что с политологией, а даже с обществознанием, ясно-понятно, что воплощение идеи такой единоличной власти как у Коллинз просто невозможно. А само проведение игр просто нелогично. Любому политику давно известно, что кнут - плохой способ добиться повиновения. Жестокость порождает жестокость и если неустанно пытать толпу, держать ее в нищете и боли, с завидной периодичностью убивать ее детей у нее же на глазах, она постоянно будет бунтовать. Хаксли давно уже одолел Оруэлла с его боязнью Большого Брата, обосновав, что удовольствие - гораздо более действенная форма контроля. Посему все эти Панемские самодержавие и репрессии выглядят прямо скажем неактуальными.
    Во-вторых, что за люди живут в столице? Такое впечатление, что это какие-то инопланетяне. Будто бы у них нет своих детей или что-то в этом роде. Почему ни один из них ни разу не задумался о смерти детей? Почему они восторженно за всем этим наблюдают? И на первый план выходит какая-то дурацкая революция, против какого-то дурацкого тирана, хотя вот уже 75 лет подряд каждый год у всех на виду гибнут дети. И дети без вопросов идут и убивают себе подобных, ни разу не воспротивившись, не заплакав, не отказавшись драться. Что это за дети? Они ведь даже не из столицы, где бесчувственные гуманоиды обитают. Говорили, что у книги есть параллель с Королевской Битвой, но в королевской битве дети имели на шее ошейник со взрывчаткой и их убивали, если они не дрались. В ГИ детей ничто не держит. Почему не взяться за руки, не сесть вокруг рога изобилия и не сидеть там ничего не делая? Особенно раз уж они так сильно ненавидят этих людей, что играются ими словно куклами. Возможно бы их убили, но они умерли бы не потеряв себя, не став убийцами и подали бы пример остальным. То есть революция в данной книге - не борьба за милосердие, не спасение детей, а борьба за власть тех, из 13 дистрикта, кто просто завидует президенту Сноу.
    В-третьих любовь. Ее нет (гораздо больше, по правде, меня пугает, что этот факт удовлетворяет многих читателей и даже радует). У девочки суровая жизнь и ей не до глупостей, это понятно. Но ей, черт побери, 16 лет. Она девочка. Да после первого же настоящего поцелуя с Питом она должна была обрести Хемингуэевскую прощайоружейную позицию "плевать на всех, хочу целоваться"! Даже когда какие-то чувства начинают у нее появляться, мальчишку у нее отбирают, и она, вместо того, чтобы денно и нощно скучать по его губам, начинает остывать. Конечно к тому моменту у нее уже немало поражена психика, но не в этом ли сила любви? Не в том ли, что она помогает нам остаться на поверхности, когда все вокруг летит к чертям? Ну и в довесок, сцена встречи, если не с возлюбленным, то с долгожданным Питом превращается в еще один кошмарный сон, когда выясняется, что мозг его поражен наркотиком и все его прекрасные чувства к героине перевернулись. После этого момента повествование покатилось вникуда и весь мой интерес к книге полностью пропал. Дальше - битвы, войны, смерти, отрывы конечностей и еще много-много обезболивающего, которое набело стирает из главных героев остатки личности.
    Конец. Нет, мне до конца нужно послушать еще пару часов, но здесь уже можно ставить точку. Ничего уже не будет хорошо. Уже не будет победы. Не будет справедливости и любви тоже не будет, хотя будет свадьба и двое детей. Будут люди с искалеченными судьбами, использованные всеми и все это в никуда. Ни за что и не зачем. Потому что нет любви. Не розовых соплей и пубертатных метаний (последних кстати немного можно наблюдать), а чувства, единственного, спасительного. Нет даже у протагониста. И в единственном, кто мог в ней его зажечь, тоже истребили все прекрасное наркотой.
    Ну ладно. А вывод-то какой? Президенты - отстой? Реалити-шоу - плохо? Вив ля резистанс? Мы ведь даже не знаем как мир до этого дошел, чтобы начать задумываться о том, что менять в своей жизни сейчас, чтобы не прийти к такому через годы.
    Нет вывода. А книга - потрясающий пример зрелища, жестокого, захватывающего, беспощадно интересного, потрясающе бессмысленного, в довесок к хлебу. Дала людям все, что они хотят: политику, претензию на глубокую идею, насилие, экшен, отсутствие хэппи-энда и романтики - в общем все, что нужно современному человеку, чтобы он читая не заскучал, а прочитав, почувствовал себя очень умным.
    Олдос Леонардович, все как вы и говорили. Пипл хавает.

    8
    43