Рецензия на книгу
Возвращение в Брайдсхед
Ивлин Во
Аноним13 декабря 2013 г.Это первая книга, которую мне захотелось отправить в любимые. Это первая книга, которую я, еще не дочитав до конца, решила обязательно через пару месяцев перечитать. Слишком сильно она запала мне в душу и прошлась по ней, оставляя то тут, то там свои невидимые следы, слишком точно совпала своей атмосферностью с моим настроением. Я так думаю, именно поэтому, она произвела на меня такое сильное впечатление. Может, читая ее в другой период своей жизни, она бы повлияла на меня по другому? Но кто знает, кто знает.
С первых строк на меня повеяло грустью и тоской и так продолжалось до самой последней буквы. Грусть во всем: в описаниях, в отношениях, в мыслях и действиях, она кругом и от нее невозможно отделаться. Она присутствует даже там, где автор описывает вполне счастливые и веселые моменты в жизни героев. Вместе с грустью в воздухе летают и пропитывают все вокруг чувства распада и угасания. Рушатся устои целой эпохи, угасают аристократические династии, ветшают старинные особняки, уходят из жизни разные поколения.
Трудно писать рецензию на эту книгу без спойлеров. Трудно описать свои эмоции, впечатления и вопросы, не раскрывая сюжетных линий и некоторых действий главных героев. Но мне просто необходимо оставить эти буковки для себя. Что бы потом, в будущем, перечитать и вспомнить, что меня возмутило, что удивило, что оставило неравнодушной. Это очень важно для меня. Так что, большая просьба, все кто не читал эту книгу, дальше лучше не заглядывайте, а то впереди минное поле, в виде ОГРОМНЫХ СПОЙЛЕРОВ.
Действие романа происходит в 20-30 годах XX века в Англии. Все так красиво и легко начинается. Дух моей любимой эпохи еще так ярок, хотя уже с первых строк чувствуется всеобщее угасание. Аристократические традиции, нравы, пуританство и явное преобладание католицизма во всех сферах жизнедеятельности аристократии понемногу уходят в никуда. Чарльз Райдер и Себастьян Флайт, два друга студента, кардинально противоположные во всем, от внешности до происхождения и характера, живут и учатся в Оксфорде. Они молоды, красивы, веселы, полны надежды и веры в светлое и счастливое будущее. Годы учебы, летние каникулы в Брайдсхед, путешествие в Италию, общие попойки, все это описано ярко, весело и реалистично, хотя и с тенью надвигающейся беды.
Весь роман – это история старинного аристократического рода Марчмейнов-Флайтов, рассказанная Чарльзом, который на протяжении 20 лет имел непосредственное отношение к этой семьи. Все семейство живет в шикарном особняке Брайдсхед. Брайдсхед - это отдельная история, которая играет в книге не последнюю роль. Он такой же достойный представитель той эпохи и такая же жертва упадка, как и все остальное в романе.
Сам Чарльз мне жутко неприятный тип. На первый взгляд положительный, спокойный, добрый и отзывчивый. Но на самом деле хуже него в романе нет никого. Да, в жизни он вовремя определился, стал известным и востребованным художником. У него было все, что нужно среднестатистическому мужчине, при этом, не приложив к этому никаких особых усилий. Но вот в отношении с близкими, родными, друзьями он показал себя ужасным человеком. Неприятно поражает его отношение к лучшему другу Себастьяну. Как можно было при такой тесной дружбе, так подло поступить с другом? Я не могла спокойно об этом читать. В моей голове никак не хотелось укладываться понимание такой дружбы. Ну как, как можно было даже не попытаться помочь лучшему другу выпутаться из такой сложной ситуации? С его стороны не было даже попыток поговорить, не то, что бы сделать что-то. Меня просто бесили его «мнимые» тревоги о нем. А его равнодушие вызывало гнев и ярость. Пока друг погибал, он жил себе спокойно в Париже, писал картины и даже не задумывался о том, как там Себастьян. Есть вести о нем - хорошо, нет – тоже неплохо. Даже в конце романа, когда он возвратился в Брайдсхед и спрашивал у слуг как там все, даже тогда он не спросил где он и как он. Тоже мне друг.
А его отношение к жене и детям, особенно детям, вообще за гранью понимания. Даже рождение дочери его не интересует. Оказывается, он где-то в письмах об этом мельком читал, но забыл!!! А после двух лет разлуки с детьми у него не возникло желание их увидеть. Предпочел вместо этого встретиться с любимой женщиной. Нет, это мой мозг отказывался понимать. Досталось и от его черствости и Джулии. Как можно говорить, что любишь, и к тому же так «трепетно и нежно», и при этом никогда не задумывается о том, как живет любимый человек, что чувствует, чего хочет? Смешны были его высказывания о желании Джулии узаконить их отношения. Ну, действительно, странно, что ее, воспитанную в строгих и религиозных традициях, такие отношения не устраивают. Хотя, на мой взгляд, на желание создать семью и жить вместе с любимым вообще воспитание не влияет, это как бы в генах почти каждого человека заложено. И в конце романа Чарльз получил по заслугам. Вот его мне ни капельки не жалко. Что отдал, то и получил.Семья Марчмейнов на первый взгляд вполне счастлива и удачна. Леди Марчмейн, как истинная мама, опекает и оберегает своих вполне взрослых детей. Но на самом деле она своим тотальным контролем и фанатичной религиозностью сыграла в судьбе детей роковую роль. Особенно это касается бедного Себастьяна. Как мне жалко этого юношу. Какие надежды он подавал в начале романа. Обаятельный, милый, добрый, с наивными странностями. У него должна была быть другая судьба, и была бы, если бы и семья и лучший друг не отвернулись от него в трудную минуту. Хотя вот честно, я думала, что тараканы в его голове, совсем не обращают на странности мамы внимание. И даже его первые проблемы с алкоголем я воспринимала как игру избалованного богатого мальчика. Ну, поиграет немного всем на зло, и бросит. А он оказался, каким-то уж больно мягким, ранимым, с отсутствием силы воли и желания жить.
Лорд Марчмейн – отец. Он только на словах играет роль отца. Семью бросил, жену ненавидит, живет в свое удовольствие с другой женщиной и совсем не интересуется жизнью детей.
Брайсхед – старший сын леди М. Так и не оправдал надежд семьи. Вначале нам показали его делового, серьезного, невозмутимого, ответственного, а потом от этого всего не осталось и следа. Зрелый Брайдсхед – ни то, ни се, без дела, без характера, без семьи. На него нельзя положиться, как на старшего брата, ему нельзя поручить семейные дела и даже резиденцию их рода нельзя передать ему в наследство.
Корделия - самая младшая и наиболее симпатичная мне. Еще с ранних лет она отличалась от всех стабильностью, знаниями и стойкостью. Только она одна из всех детей не ломалась под натиском новых взглядов на жизнь. Ее вера в Бога, ее взгляды на жизнь так и остались без изменений и никогда ни при каких обстоятельствах она в них не сомневалась. Хотя бы из-за этого ее нужно уважать. Но как человека мне ее жалко.
Джулия – в молодости легкомысленная амбициозная девушка, которая наиболее сильно поддалась влиянию современных взглядов на жизнь. В тоже время ей удавалось мягко сочетать все новые веяния со старым традициями. А вот та, Джулия, в которую влюбился Чарльз, уже была совсем другой. Мягче, умнее, серьезней. Но и это не уберегло ее от ошибок и глупых поступков.Закончился роман, и меня еще долгое время не покидало ощущения тоски и печали. Я все время в мыслях возвращалась в Брайдсхед и вспоминала это всеобщее угасание. Было грустно думать о разрушенных судьбах, о впустую прожитых жизнях, об угасание чопорной, пуританской Англии. Знаю, что обязательно в следующем году я снова вернусь туда, в ставший уже близким и родным, пропитанный духом Старой Англии - Брайдсхед.
1131