Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лед и вода, вода и лед

Майгулль Аксельссон

  • Аватар пользователя
    Аноним12 декабря 2013 г.
    — Этого еще не случилось, — говорит она вслух сама себе. — Ничего еще не случилось.
    Утешительная мысль. И правильная. Потому что если прошлое в самом деле живет в нас, если оно неистребимо, то в этом прошлом есть все. В том числе и места, где и правда ничего еще не случилось.


    Человек состоит из воды на безумное количество процентов. То есть, если задуматься, любим и обожаем, ждем и сопереживаем мы именно воде. А если человек не хочет и не будет, если злится и жесток, то вода превращается в лед. Это я конечно врушка и утрирую, потому что по части человеческих эмоций и такой тонкой материи, как жизнь, без вводных под названием прошлое-настоящее никак не обойтись.

    "Лед и вода, вода и лед" - настоящее два в одном, тут мне и история семьи в столь любимом у Аксельссон формате, да еще и тема близняшек. Постоянно во время прочтения я недоверчиво прищуривалась и пыталась понять, насколько в данном случае речь идет именно о сестрах-отражениях, а где спрятан тайный замысел по части человека и его отражения, двойника, а не двух единиц. Но это так, мое любимое на поразмышлять. Главного героя в выделить сложно, но есть персонаж, на котором четко сходятся перекрестки дорог других действующих лиц. Это Сюсанна, писательница с приличным багажом как собственных, так и чужих тараканов в голове. Благодаря ей нам удается читать историю семьи и трагедию семьи как единое целое, не спотыкаясь и делая привалы на настоящее, чтобы отдохнуть от прошлого. Все повествование вязкое, неспешное, но острое, словно синяя вода под тонкой корочкой льда. Сказочно-ведьминского тут нет, в отличие от Апрельской ведьмы, здесь все концентрируется вокруг людей, узелками привязанных друг к другу, их поступков, слабостей и порывов. Сюсанна в плане развития персонажа самая показательная - именно на ее примере мы видим четкие переходы от глупости к слабости, к отчаянию, отстраненности и, наконец, к почти силе и смелости.

    Что до социально-психологической составляющей, то она понятная и по умолчанию знакомая что ли. Ты читаешь и киваешь, мол, да, бывает такое. Действительно понятно, чего хотела Ева и как этого добивалась, почему Элси не любила маленького сына, а Инес так сходила по нему с ума, понятен Биргер и Лидия, понятно практически все, но это не раздражает, а помогает ровно и аккуратно складывать кирпичики прочитанного. Да, финал как-то прост и немного смущает, но это с лихвой компенсирует глава за главой, где такая вроде бы простая история, а ты читаешь по ночам залпом, пока не перевернешь последнюю страницу. И мне до сих пор интересно, что же на самом деле случилось с Бьёрном.

    Как итог - вот лед, из него делают броню, чтобы спрятаться от противника и боли, что он может причинить. Вот вода - это слезы, что прольются морями Севера по ушедшим, по ошибкам, по глупости и тому, что нельзя вернуться в прошлое и изменить себя тогдашнего. У кого-то те самые "глаза из самого синего льда" (с), у кого-то лишь водянистое "не знаю". Кто-то колет лед, а кто-то замораживает воду, кто-то разрушает и атакует, а кто-то прячется и отступает назад. Но как и черное и белое в каждом из нас, они едины: лед и вода, вода и лед. Книга не под каждое настроение для чтения в ожидании зимы, идет в комплекте с холодным ветром и хрупкими человеческими судьбами.

    34
    69