Рецензия на книгу
Пирог с крапивой и золой
Анна и Марк Коэн
Аноним7 января 2023 г.Дьявол кроется в мелочах, и по крупицам он прибирает к рукам наши души.Очень атмосферная повесть с мистикой, привидениями, старым особняком, тайнами и тенями. Отличный представитель жанра dark academia, где повествование проходит в стенах академии, или как в данном случае – в стенах пансиона Блаженной Иоанны. В ней и учатся главные героини повести – шестерка пансионерок, вокруг которых сгущаются тучи: Кася и Магда, Данка и Юлия, Мария и Клара.
Мрачная атмосфера пансиона давит, как и строгие правила на грани жестокости. Здесь наставницы не жалеют пансионерок, ведь из них должны выйти настоящие пани с традиционными взглядами (и ценностями!). Вообще польский колорит очень интересен, один только день духов – праздник Дзяды чего стоит! Да и на фоне всех английских и им подобных школ/пансионов он выгодно отличается и привлекает внимание.По канону жанра здесь есть и привидения, и убийство, и колдовство, все овеяно атмосферой декадентства и двойственной морали. К тому же «не чертовщиной единой» - автор поднимает вопросы буллинга, насилия над детьми, вопросы «отцов и детей». Но мне, конечно же, понравилась мистика, вызов духов с помощью доски Уитжа, и то ли дух, то ли демон по имени Крапива. Девушки заигрались в ведьм, то, что сначала выглядело как невинная игра, призванная объединить их, возродить дружбу после раскола, зашла далеко, обернувшись чередой трагедий.
Но я скажу вам одно: не стоит слишком заигрывать со старыми домами — они могут ответить взаимностью.А еще автор умеет в «вотэтоповорот». Не знаю, что понравилось мне больше – жуть и мистика или развязка в финале, которая переворачивает все с ног на голову, когда демон и жуть превращаются в сумасшествие и вполне реального безумца-убийцу. Финал получился немного смазанным, как и бегающий стиль повествования. Глава рассказанные от лица Каси, Магды и загадочного наблюдателя неоднородны, что оставляет ощущение рваного повествования, как будто некоторые куски то ли не рассказаны, то ли специально опущены (куда все-таки делась Юлия? Сбежала или ее убили?).
В повести просто зашкаливает градус негативных эмоций – страха, вины, ненависти, стыда, сумасшествия, где непонятно, сон это или явь, реальность или морок. Героини рефлексируют, страдают, мучатся и размышляют. Хотя это, наверно, свойственно девушкам-подросткам, особенно оказавшимся в весьма непростых условиях, да еще и в таком микроклимате.
Мне понравилось. И повесть, и жанр «темной академии», надо бы почитать еще что-нибудь похожее.
28508