Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним12 декабря 2013 г.

    Тот случай, когда художественной литературой можно пользоваться как учебником истории. Даже более того - читая учебник, такую яркую и цельную картину эпохи сложить не сможешь, а некоторые особенности и вовсе пройдут мимо. О "компрачикосах" - ребятах, разными способами делающих из детей уродцев и зарабатывающих на этом деньги - я впервые узнала именно из этого романа Гюго, и трудно передать, какое сильное впечатление они на меня произвели. По сути, это блестящая идея для начала любой книги - предложить читателю некий необычный, сумасшедший, но вполне реальный факт, расцветив его и разложив по полочкам.

    Конечно, в этом романе очень много авторского голоса - он прямо-таки гремит, то обличая пороки, то взывая к сочувствию читателя, то посылая проклятия или благословения. Обычно я не люблю столь яркий пафос, но "Человека, который смеётся" это не касается - достоинства романа в моих глазах перевешивают все его недостатки. Я даже готова умиляться истории платонической любви главных героев, хотя и привыкла презрительно фыркать в таких случаях - взять хотя бы "Капитана Фракасса" Готье - вот уж над чем я пофыркала вдоволь.

    Язык Гюго тяжеловат, с большим количеством отступлений, подробностей, уходов в сторону. Но без этого не получилось бы такой масштабной картины, вмещающей в себя и нравы эпохи, и самые странные её особенности, кажущиеся совершенно невероятными, и авторскую оценку происходящего. Что касается персонажей, то меня до сих пор восхищает, как Гюго умудрился их такими создать - с одной стороны, те же Дея и Урсус совершенно шаблонны, как амплуа в классицистической драматургии; это не живые люди, а обобщённые типы. Да и остальные персонажи в той или иной мере обладают той же особенностью. Но при этом они то и дело выскальзывают из своих рамок, совершают выходящие из ряда вон поступки, на минуту сбрасывают свои амплуа - и вновь в них возвращаются. Главный герой - образ совершенно романтический, а Джозиана - вполне реалистична. Удивительная смесь.

    Возвышение главного героя и его выступления в Парламенте, честно говоря, выглядят надуманно, как-то выбиваются из общей картины, из-за чего я не могу сопереживать Гуинплену в этом его провале; но зато как силён финал, как в него верится и как обрывается сердце, когда хэппи-энд вдруг превращается в трагедию!

    И хотя мой интерес к "Человеку, который смеётся" больше энциклопедический, чем художественный - какая разница! Главное, что это отличная книга.

    12
    42