Рецензия на книгу
Бегущий по лезвию бритвы
Филип Дик
Аноним7 января 2023 г.Спойлер: да. Товарищ Дик напомнил, почему я не жалую жанр фантастики (если это не Рей Бредбери) :
1. Обилие специфических названий (в этой книге нет, но частенько авторы грешат гениалклгалскими адронно-мутагенными терминами, от которых Стивен Хокинг встаёт и убегает, что уж говорить о простых смертных. У Дика мир понятен, и даже достаточно примитивен. А это уже второй минус.
2. Топорность мира. Понятно, что авторы фантастики берут один-два условных элемента (путешествие во времени, коррекция генетического кода, в нашем случае - этика использования андроидов и преимущественно живого перед искусственным). У Дика мир строится на иерархии: 1. Людей обладающих интеллектом 2. "Аномалов", людей интеллектуально неполноценных и вследствие этого ограниченных в правах 3. Живых животных, очень редких и потому ценящихся как предмет роскоши. 4. Искусственных животных, "фальшаков", которых люди заводят, чтобы не чувствовать себя обделенными или "неправильными" 5. Андроидов, идентичных людям существ из плоти и крови, но с отсутствием эмпатии и якобы имеющих сверхразум (об этом много говорят, но ни разу этого не демонстрируют)
3. Главный герой - супергерой, который может всë. У нас - укокошить андроида со сверхразумом просто по щелчку лазерной пушки. И даже делая скидку на то, что наш герой - ненадёжный рассказчик, упарывающийся сомнительными веществами, я НЕ ВЕРЮ!
4. Отсутствие юмора. Хороший юмор способен спасти любую плохонькую книгу. В той же "Двери в лето" Хайнлайна юмор спасает погрешности путешествия во времени, а неуклюжий герой и его фанатичная привязанность к коту, хлещущему имбирное пиво, делает выдуманный мир таким настоящим. Большинство же авторов-фаниастов этим пренебрегают, обрекая героев беспросветно страдать в их несовершенных кожаных телах, и страдать-то совершенно не о том, о чем следовало. Но об этом чуть позже.
Итак, перед нами мир, где на задворках вселенной, в старом мире, живут несчастные люди, чьи проблемы ограничиваются тем, как бы соседи не подумали, что ты недостаточно эмпатичн. Для этого ты вынужден завести животное, ла покрупнее и демонстрировать соседям, как ты его любишь ("Ирония судьбы, или покорми электрожабу"). Общество патриархально, мужчины работают, а женщины, так как их лишили любых функций в жизни, упиваются присоединением к "коллективному разуму", машинке, дающей религиозно-фанатическое насыщение.
Религия представляет собой трансфонмированное ветхозаветное учение, а точнее - эпизод с козлом отпущения. У нас есть некий старик, принимающий боль и страдания других на себя.
Животные здесь тоже имеют завуалированное религиозное значение. У нашего героя Рика Декарта есть электроовца (поддельный агнц Божий), которого он, совершив убийство андроидов, меняет на козу (настоящее дьявольское животное). И также, как в Иронии судьбы люди празднуют новый год и женятся, следуя не своим желаниям, а социальным нормам, так и здесь герои гоняются за лучшими экземплярами в погоне за счастьем, которое не достижимо без настоящей любви и настоящих желаний. Так кто же тогда фальшак, несчастный электрический осёл или человек, который его купил, чтоб соседи не подумали, что он какой-то не такой?
Земля в работе Дика - своеобразный Квебек, место, куда бегут с соседних планет преступники, прозябающее в отходах и радиактивной пыли (к слову сказать, после войны), место, которое стремятся покинуть живые и разумные "Эмигрируй или деградируй" - ироничный к нашей сегодняшней реальности лозунг.
Основной вопрос, который поднят здесь, как и во всех произведениях об андроидах - самоидентификация человека, что делает человека человеком? Любовь? Но любовь - это просто секс, не обольщайся, говорит случайный приятель главного героя. Сострадание? Но желание иметь живую козу толкает героя на убийство. Открытый вопрос висит в воздухе, как электрожаба, ползущая по пустыне.
Восемь четвероногих пауков из десяти787