Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Под стеклянным колпаком

Силвия Плат

  • Аватар пользователя
    Аноним5 января 2023 г.

    О том, что если от человека ничего не ждёшь, то он не способен разочаровать тебя…

    Сильвия Плат
    «Под стеклянным колпаком»

    ᖗᖘᖗᖘᖗᖘᖗᖘ

    Вы меня, конечно, простите, но я начну с того, с чего, пожалуй, не стоит начинать. Вы, конечно, можете меня не правильно понять, но я переживал, лишится главная героиня девственности или нет, как за самого себя. И с каждой новой главой желал ей сделать это как можно скорее, потому что, может быть, тогда она хоть немного обрела бы в своей душе покой. Тем более, из-за определённых жизненных обстоятельств, ей не давала покоя мысль о своей целомудренности. Вообще-то, мне читать подобные книги или смотреть подобные фильмы крайне сложно. Непросто, потому что чужая душа — потёмки. И зачастую мне не близки многие «книжные» или «киношные» причины депрессии или стремления покончить с собой. Мне легче читать, смотреть и воспринимать происходящее, если я понимаю героя или героиню; понимаю, почему они совершают те или иные поступки. В этой книге с этим сложно. Хоть я и стараюсь всегда встать на место того, о ком говорится, взглянуть на мир чужими глазами, принять другую точку зрения. С главной героиней не произошло ничего такого, из-за чего я мог бы встать на её сторону, понять, простить, оправдать. Жалко в таких случаях только близких. Очень жалко, ведь психологические и психические больные люди причиняют невыносимую боль родным, близким, друзьям. Мама, папа… Как они терзают себя мыслями: что же пошло не так, что я делал или делала не так, в каком месте дорога свернула не туда? Ужасно, ужасно больно. И порой так несправедливо.

    ᖗᖘᖗᖘᖗᖘᖗᖘ

    Этот роман делится строго на две части. Первая — это пребывание Эстер в Нью-Йорке и стажировка в журнале мод. Вторая — её депрессия и пребывание главной героини в лечебницах. Первая половина мне понравилась больше, так как в ней описывается мир моды и молоденьких студенток. Эстер Гринвуд — наша главная героиня, вместе с ещё одиннадцатью талантливыми девушками со всей страны пользуется всеми благами месячной стажировки в таком журнале: бесплатные жильё и питание в «женской» гостинице; посещение всевозможных мероприятий, вечеринок, на которых она чувствует себя неуютно, ощущает чужой и лишней, и показов; знакомство с множеством «полезных» в будущем людей и парней; возможность проявить себя и показать свои способности, сделать так, чтобы тебя заметили… Там у неё есть суровая, симпатизирующая ей начальница, в общении с которой мисс Гринвуд совершила непростительную ошибку; две совершенно противоположные характерами подруги: первая из них — пышногрудая, берущая всё от молодой жизни и пользующаяся вниманием парней гулёна Дорин, вторая — набожная «мышка» Бетси, ни одной из которых она не может до конца отдать предпочтение. И мысли, мысли, мысли, мысли. Комплексы. Ещё её дурацкая привычка уставиться, смотреть на что-то — не важно что — до белого каления, буравить взглядом до посинения, чтобы это самое запомнить навсегда. Даже трупами и мёртвыми младенцами не брезгует. И эта дурацкая зацикленность на казни Розенбергов, о которой вещалось с каждого угла, осела где-то в глубинах моего разума. Ей девятнадцать лет. Рост метр семьдесят пять. Тощая, плоскогрудая, малопривлекательная для парней девушка, скажем прямо. Ботаничка, готовая учить и зубрить даже то, что её не интересно и не надо для учёбы. Плохо, когда зубрёжка заменяет ум и проницательность. Из-за чего страдает от непонимания: зачем мне это надо? Это — один из многих кирпичиков, которые приведут её туда куда приведут. И знаете, какая-то она нескладная, постоянно с ней что-то происходит на страницах её исповеди. Но последняя ночь, вернее последний описываемый поступок её пребывания в Нью-Йорке был завораживающе прекрасен и символичен. Хотя и глуп. Мнительная особа. Бестолковая особа, ведь так бездарно провести месяц в «Большом яблоке» — это надо уметь.

    ᖗᖘᖗᖘᖗᖘᖗᖘ

    Вторая же часть — это глубоководное — без батискафа определённо не обойтись — погружение в омут мрака, безысходности (простите, но так и подмывает написать, что надуманной) и неопределённости. Причём, не только персонажа, но читательского, ведь я не до конца так и не смог определиться в том, как к ней и её поступкам относиться. Всё получилось до крайности внезапно и не вытекало из первой части романа. Да, с комплексами, с причудами, заморочками, мнительная. Но резко произошла негативная перемена. И из-за чего!? Ботаничка впервые в жизни столкнулась с отказом — её не взяли на летние писательские курсы, о которых она так мечтала. С изучением языков проблемы (о, этот немецкий), идти по пути матери не хочет (ей вообще претит сама мысль кому бы то ни было служить или быть т.н. обслуживающим персоналом), лето, жара, безделье. И понеслась душа по кочкам… Но скажу сразу: в её попытки самоубийства я не поверил ни разу. Она не хотела кончать с собой. Она просто потерялась в себе и запуталась в жизненных ориентирах. Личностные проблемы, проблемы с мальчиками, неопределённость, неудовлетворённость, предательство. Лично мне она не очень интересна была как личность. И как героини книги я ей тоже особо сочувствовал. Гораздо сильнее меня тронула смерть другого персонажа. Вот это было реально неожиданно и внезапно. А главное, что это идеальная иллюстрация того, о чём написал выше: чужая душа — потёмки. Я это интуитивно чувствовал всегда, но узнал в пятнадцать лет, когда знакомый парень из параллельного класса повесился. А уж душа психически больного и эмоционально нестабильного человека и подавно. Когда вроде бы много складывается хорошо, вроде дело идёт к выздоровлению, веселость и смех одаряют окружающих…

    ᖗᖘᖗᖘᖗᖘᖗᖘ

    А вот размышления главной героини насчёт места женщины в мире, о браке, о религии, о замужестве, об отношениях между мужчиной и женщиной (женщиной и женщиной) я читал с вниманием, но без интереса, ведь что нового может предложить книга шестидесятых годов двадцатого века жителю двадцатых годов века двадцать первого. А ещё она ненавидит детей. Местами книга поглощала и захватывала, иногда читать было невыносимо скучно и нудно — это относится больше ко второй части. Слог приятный, не перегруженный, не вязкий, позволяет в полной мере прочувствовать происходящее в книжке. Написано от первого лица. Из чего вытекает заключение, что мы читаем только то, что хочет сказать нам Эстер. И получается, что полной картины её внутреннего мира мы так и не узнаем. А хотелось бы… Но с лихвой хватило и того, что было представлено. Меня ещё смутил факт её резкого заболевания и столь же резкого выздоровления. Мне показалось, что эти моменты не были проработаны и раскрыты писательницей в полной мере. Ну и про медицинскую часть можно было побольше написать. А ещё она пару раз называла себя Элли. Интересно: почему так? Регулярные перемещения в прошлое, думы Эстер о настоящем, переживание за будущее (да-да, несмотря на не хорошие попытки), безразличие к окружающим и происходящему (за редким исключением) выплёскивают боль и помешательство не только главной героини, но и, возможно, целого поколения. Ну а читать её вам или нет, надо ли оно вам — решайте сами. Я же не сказать, что многое из неё вынес для себя, но и бесполезным время, проведённое за чтением, не назову. Всё-таки блуждать в чужих потёмках я люблю.

    ᖗᖘᖗᖘᖗᖘᖗᖘDanke für Ihre Aufmerksamkeit!
    Mit freundlichen Grüßen
    А.К.
    49
    1,1K