Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Beautiful World, Where Are You

Sally Rooney

  • Аватар пользователя
    vyurasova5 января 2023 г.

    Не секрет, что миллениальская проза – проза о травмах. И если мы сравним тексты наших писательниц с текстами Руни, то увидим одну интересную особенность – российские авторы пишут о своих травмах многослойно, у них обязательно будет про отношения с родителями, про нездоровый социум, про семейные проблемы, и только потом про их собственные. У Руни всё иначе. Её герои тоже копают в прошлое, но они практически не говорят о том, как и что их травмировало, они как бы работают со своими проблемами в моменте. В статике.

    Ну и, конечно, как бы писательница нас ни путала своими вставками-эссе с интеллектуальной перепиской двух подруг, всё равно понятно, что книга целиком и полностью про любовь и ещё немного про поиск своего места в обществе. Руни по касательной проходит по темам уродства пластикового мира, громко хвалит социализм и ругает общество потребления, но всё, что её волнует по-настоящему – это любовь и отношения. Да и читатель в конце увидит, что темы писем девушек – это совсем не то, что они на самом деле хотели бы обсудить друг с другом. Основные темы Руни – сложности взаимопонимания, травмы любви и дружбы.

    Роман изобилует диалогами, сценами секса (часто как будто одинаковыми) и каким-то печальным недопониманием. Герои боятся открыться друг другу, осторожничают, и именно искренности, эмоций, простого человеческого «рубануть сплеча» им порой не хватает, чтобы всё стало хорошо. Приходят они к этому через попытки расставаний, обиды и недосказанность (при этом говорят они друг с другом постоянно).

    В целом, книга мне скорее понравилась. Читать её любопытно. Хотя местами кажется, что статики очень много. Но Руни как будто хороша в этом. Ничего особенно не происходит, но это не отталкивает. Герои получают своё развитие. Некоторых ты не можешь раскусить сразу (говнюк он или нет?) – это тоже удерживает внимание.

    Примечательно, что сюжет двигает вперёд человек-раздражитель, который в какой-то момент берёт всех любителей вежливо порефлексировать за грудки и каждого по очереди отрезвляюще трясёт. Таких людей (и персонажей) обычно не любят, но они иногда оказываются полезны для общего катарсиса блага.

    Возможно, в западном мире излишняя корректность – действительно проблема №1. Тут, как говорится, нам бы ваши трудности. Руни, конечно, очень отличается от российских писателей-ровесников. И очевидно, что её можно не воспринимать всерьёз из-за обилия как будто однотипных сцен и незамысловатых, на первый взгляд, диалогов. Но мне кажется, она очень про нюансы, про полутона, про осмысление каждого слова. Понятно, почему её так любят на западе. Общество, в плане межличностных коммуникаций шагнувшее на несколько ступеней выше нашего, хочет читать о том, как оно на этом уровне.

    5
    181