Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Bookbeaver5 января 2023 г.Клянусь Юпитером!
Читать классические произведения в школе - дело зачастую неблагодарное. Проблемы взрослых людей прошлого столь же далеки, сколь и описываемая эпоха. Нравы более чем странные. Контекст не всегда понятен. Это в Европе наполеоновские войны и тень французского императора вновь нависла над континентом, и всем всё ясно, а у нашего школьника по программе заграничный поход русской армии, заканчивающийся 1814 годом. Что нам их Ватерлоо? Потому из школьной поры в памяти о "Ярмарке тщеславия" осталось мало чего, кроме воспоминаний о цвете обложки и неудобном мелком шрифте.
Перечитывать этот роман, к тому же в оригинале, было интереснее. И хотя сам Теккерей постоянно напоминает читателю, что его произведения - это роман без героя, следить за перипетиями в жизни двух подруг-пансионаток, дочери коммерсанта Эмилии Седли и сироты-бесприданницы Ребекки Шарп, довольно увлекательно. Не могу сказать, что кто-то из них мне был симпатичен, но понять их поступки, зная кое-что об эпохе и нравах того времени, можно. Роман представляет собой сатирическое описание британского общества первой трети XIX века, где царят чинопочитание, преклонение перед титулами, званиями и, конечно же, деньгами. Если ты граф или герцог, то тебе открыты все двери, в том числе в салоны для узкого круга избранных, а женщины готовы падать к твоим ногам в надежде стать твоей законной супругой. Если у тебя огромное состояние, то тебе простятся любые экстравагантные выходки. И этим мне очень понравилась никак не желающая умирать и оставлять наследство тётушка Матильда Кроули - персонаж второстепенный, но очень яркий. Она - персона вредная, пользуется тем, что все ждут от неё наследства, зато может себе позволить говорить, что думает. В отличие от остальных, кто редко позволяет себе искренность.
Мне понравился сам текст. Конечно, Теккерей порой увлекается и уходит очень далеко в сторону от основной канвы повествования, но это простительно. Нужно же ему было наполнять контент в каждом из выпусков журнала "Панч", держа читателей в напряжении. Зато персонажи "Ярмарки" тонко выписаны с точки зрения таких мелких деталей, как неграмотная речь (что должно выдавать их происхождение) и забавные для английского уха имена и фамилии в духе Ляпкина-Тяпкина, а такие нюансы характеризуют людей даже больше, чем выверенное описание их характеров и внешности.
В целом, неплохой роман, дающий представление о быте и мировоззрении высших и средних кругов Великобритании.
5567