Рецензия на книгу
Град обреченный
Аркадий и Борис Стругацкие
M_O_Z_G9 декабря 2013 г.Ожидая, что в меня начнут бросать камни, а точнее — даже надеясь, что начнут, я все-таки решил написать рецензию, в надежде, в камнях попытаться найти суть. Т. к. прочитал другие рецензии, с оценками 5 и 2. С двойками все понятно — ЯННП, книга фуфел. С пятерками чуть получше, но все-равно непонятно, что так сильно и глубоко читателю бросило якорь. И будь это книга за авторством никому не известного, какого-нибудь Егора Вайстманна, я бы даже не подумал еще что-то добавлять, и упаси бог пытаться понять, но чисто из уважения к АБС, я должен попытаться.
Слишком долгая и толстая прелюдия к главному. Читать стоит непременно запоем, и в один присест, но для этого она слишком длинная. Формат же повествования слишком "рваный", и через 3-4 дня возвращаясь в середину, уже забываешь о том, с чего все началось. Первое время, еще лелеешь надежду на интригу, и «дьявольское» откровение, позднее уже понимаешь, что ничего этого не будет. Персонажи в основном будничны, предсказуемы, и потому не интересны, когда понимаешь к чему все идет, второго дна нет. Единственный персонаж с аурой загадочности, это пожалуй наставник, но слишком уже «бледный». Уважать и любить их в общем то не за что, они не вызывают ни ненависти, ни воодушевления. Что ж теперь, если честолюбивый нацист, то сразу колоритный персонаж, а одень ты его в шелка 18-го века, да пожалуй титул, что он от этого станет менее глупым и жестоким - конечно нет. Поэтому весь этот маскарад с дифференцированием эпох персонажей - просто декорации, не более. Мир, пусть и сюрреалистический, так же мрачен и бессмыслен как наш настоящий. Начиная с середины "Следователя", книга все больше напоминает депрессивную иллюстрацию к депрессии. Я действительно ожидал, что в итоге окажется, что Андрей уже 15 лет лежит в сумасшедшем доме, и все происходящее - его шизофреническая галлюцинация, вызванная неспокойным опытом, и дальше одна за одной начинают захлопываться ловушки, увязывая детали происходящего с реальными жизненными поворотами ГГ, воссоздавая целую картинку, но нет — сюр, сюр и сюр. В какой-то момент я ухватился за озвученную идею чистилища, но и ее развеяли довольно быстро. Но опять-таки, это была аналогия с однажды случившийся у меня лично диалогом, когда мы со знакомым рассуждали о том, что если парашют все-таки не раскроется, и мы (а это непременно) попадем в Ад, как мы об этом узнаем, если есть все основания предполагать, что там - практический как здесь, учитывая что мы уже не в Аду. И я уверен, что такие размышления происходят почти у любого человека. Но тема Ада к сожалению не раскрыта, как и тема какой бы то ни было религии, хотя казалось бы, где как не здесь, когда сам Бог велел.
Конечно, можно местами восхититься аллюзиями и иронией на действительность, но градус «наркомании» на мой взгляд недостаточно высок, что бы картинка заиграла психоделическими красками, но уже не настолько низок, что бы можно было поверить в него. Как раз в этой чудовищной похожести на реальный мир мне кажется, и кроется недостаток. Когда тебя каждый день окружают такие вот Андреи, Кацманы, Ваны, Гейгеры и даже павианы, на которых не хочется обращать уже никакого внимания, читать о них совсем как-то грустно. Я допускаю, что так, и только так, и можно было об этом сказать в 60-ых, столь сладко было бы искать эту глубину в ту пору. Но процарапываться через эту сюрреалистическую вуаль, сейчас... Опять таки, вопрос к извечной актуальности.
13218