Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Смерти.net

Татьяна Замировская

  • Аватар пользователя
    Аноним30 декабря 2022 г.

    Тут тебе и memento, тут тебе и mori...

    Я читала эту книгу во время болезни гриппом. И в этом лихорадочном ощущении растворенного во Вселенной сознания как-то странно и приятно с ней синхронизировалась. Кайфовала от того, что Замировская делает с языком, от этих зыбких перетекающих друг в друга метафор, нагромождений образов. И даже то, за что эту книгу многие серьезные рецензенты поругивают (слишком женская), лично для меня оказалось очень кстати (понятно и близко). Плюс, конечно, любимая моя футуристическая фантазия - виртуальное сознание, сохранение личности отдельно от тела.
    Это очень большой роман. И я не только и не столько количество страниц имею в виду. В нем намешано много всего и даже, пожалуй, ту мач, так что и жанр не вычленить, и с клубком хронологии и персонажей повозиться придется, и как будто случайных вставных мыслей, идей, эпизодов, фрагментов, размышлений, добавочных смыслов метафор и игры словами вмешано. После такого дебюта, кажется, дальше уже писать и нечего...
    И все-таки совершенно отвратительная обложка и маркетинг тоже ни к черту! Потому что вся суть здесь вовсе не в погружении в дивный мир цифрового посмертья, не в футуристическом виртуальном детективе и даже не в сумасшедшей политической фантазии об одном всем нам хорошо знакомом диктаторе в конце, а скорее в тех самых клочках воспоминаний и размышлениях о сущности памяти и человеческой личности.
    Красиво вплетены истории-воспоминания из реальной жизни и семейные легенды. Одна из них, про белорусский городок на Березине с улицей Почтовой, из которого пятнадцатилетняя девочка когда-то уехала учиться в колледж искусств того самого областного центра, где живу и я, особенно приятно царапнула своей близостью, чуток сбив мой сердечный ритм.
    И нет, я совсем не вспоминала ни Пелевина, ни Дика, ни Поляринова. Писательская манера Замировской мне показалась ближе всего к Токарчук (и еще немножечко к Юне Летц). Боюсь, что в будущем память моя упрямо будет ассоциировать этот роман именно с ее творчеством.
    Как интересно постепенно вырисовывается картина этого странного будущего, где страдание запрещено законом, психотерапия считается чем-то вроде тяжелых наркотиков, сознание дублируется и консервируется, язык - механизм ограничения и контроля, даже вещи имеют сознание и всем, кроме нескольких неподчинившихся восточно-европейских диктатур, руководит мировое правительство.
    И ведь правда же, что в фантастике автор раскрывается полнее всего. Потому что в основе фантазии и в ее пределах всегда самое что ни на есть глубинное личное восприятие себя и мира:
    демонстрации, терракты для отвода глаз, борьба за права и свободы, двадцатый айфон, осознанность, политкорректность, отказ от пластика (жестяные соломинки), громоздкие бюрократические "комитеты", необходимость психотерапии...
    Книга однозначно попадает в мой личный топ прочитанного за год и я с нетерпением и все же небольшим опасением буду ждать от автора новой крупной формы.

    9
    424