Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним5 декабря 2013 г.Вы хотели только роман? Позволю себе вас разочаровать, что ли. Здесь всё только романом совершенно не ограничивается. Приготовьтесь увидеть теоретический трактат об искусстве, включающий взгляды автора как на эволюцию архитектуры в принципе, так и на современное её состояние. Кроме того, это обширная городская панорама. Наверное, даже больше - поэтизация города, некая песнь, его прославляющая. Вся первая половина произведения - это попытка поместить нас на место действия, показать его атмосферу, при том что самого действия и нет. Фактически оно появляется в двух последних четвертях книги, а активное - так и вообще в четвёртой четверти. Что удивительно, "Собор Парижской Богоматери" оказался намного глубже, чем я ожидала. Он же безумно растиражирован, и мне казалось, что это будет сказка с хэппи-эндом. В той же вышеупомянутой последней четверти я бешено переживала. Казалось бы, опять же, все герои на слуху. Кто не знает имени Квазимодо, например? Но до самого финала я не знала, чем всё кончится, очень надеялась на лучшее, на благоприятный исход. В процессе чтения ещё думала, вот, мол, потом проведу подробный анализ героев, разложу всё по полочкам, но, знаете, не хочется. Не хочется дробить это многогранное ощущение, послевкусие произведения. Сочетание щемящей тоски, пронзительной скорби от образа Квазимодо, совершенного непонимания Клода Фролло, который столько раз предавал любимую девушку, и Пьера Гренгуара, на поступки которого я часто реагировала:"WTF?!", как бы это ни звучало в приличном обществе (под коим я разумею Livelib), боли за мать, в несколько часов обретшую и потерявшую дочь. Честно говоря, меньше всего эмоций вызвал образ Эсмеральды. Он, как по мне, не очень раскрыт. Это скорее некая призма, сквозь которую преломляются характеры героев. Нам показаны именно их изменения после встречи с ней.
В общем и целом, выяснилось, что не все тиражированные вещи посредственны. "Собор Парижской Богоматери" действительно сильное и многослойное произведение, однако не простое для восприятия, как раз из-за сложности структуры, которая не ограничивается сюжетной линией.1049