Рецензия на книгу
Ты будешь там?
Гийом Мюссо
winpoo5 декабря 2013 г.Мне кажется, что современная проза очень сильно отличается от литературы моего детства и юности, и эта книга - отличный пример этих различий. Прежде всего я вижу отличие в некоторой поверхностности проработки в ней всего - сюжетов, судеб героев, их психологических характеристик, ландшафтов, пейзажей, необходимых моему читательскому воображению деталей. Она, что ли, менее живая, более технично-технологичная, поскольку её цель - литературный бизнес, а не литературное творчество в привычном мне смысле слова. Чем дольше я погружалась в неё, тем сильнее нарастало разочарование: как если бы ты открыл книгу с надеждой найти там, ну, если не весь мир, то много всякого привлекательного для чтения, а не находил там ничего особенного. Читая классику, ты можешь выбирать в ней себе то, что тебе близко по духу или настроению, поскольку она "многопрофильная", то есть потенциально содержит внутри себя много всего и всякого, на любой ум, на любую стадию развития души и чувств - хочешь, следи за фабульными линиями, хочешь - за авторскими литературными изысками, хочешь - за переживаниями героев. В ней много простора для твоих идентификаций. А в книге Г.Мюссо (и не только в ней), как в фасованной еде из супермаркета, ты находишь лишь нечто, что слегка соответствует тому, что написано на упаковке. По прочтении этого романа душа не насыщается мыслями и эмоциями, она вообще не отягощена излишними рефлексиями, потому что он прост, хотя и явно претендует на большее, безыскусен в литературном плане, хотя очевидно намерения автора были шире, он вторичен по замыслу, хотя автор пытался быть оригинальным. Мне вообще не очень близки тексты, в которых автор не затрудняет себя объяснениями и аргументами, пусть даже в виде версий, хотя пользуется широко известными, даже избитыми, приёмами. В данном случае это путешествия во времени, которые вызывают только хаос, усиливающийся к концу текста. Очевидно, этот роман требует только метафорического понимания, полного отхода от достоверности. Тем и не интересен.
867