Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
Аноним5 декабря 2013 г.Очень долго не решалась браться за эту книгу, потому что знала, что жанр совсем не мой. Но поскольку я твёрдо решила дать женщинам-писательницам шанс, эта книга должна идти одной из первых.
Все ахают и охают по поводу Мэри Шелли, как она, хрупкая женщина, написала такую буку-бяку!? "Перевал" вообще-то недалеко от "Франкенштейна" ушёл, меня весьма впечатлила смелость этой женщины писать о таких мрачных вещах. Англия, сэр. Родившиеся в ней о солнышке и оптимизме, видимо, слышали только от заезжих путешественников. Так что англичане пишут о том, как очередной благородный род зачах-ах-ах.
С другой стороны, писательница, взявшись за "мужскую" тему, осталась той самой хрупкой женщиной, а в те времена их принято было оберегать от реальности. Так что угрюмые и капризные персонажи выглядят неживыми и неестественными. Конечно, Бронте взяла их из собственной головы - настоящих мужчин ей, наверно, показывали только издали, так что абсолютно все герои ведут себя как капризные девочки (коих в семье Бронте, как мы знаем, было навалом). Эта плоскость героев, отсутствие мотива поступков, немного разочаровало. Ну да ладно, можно понять.
Главный вопрос - что движет Хитклифом? Его, цыганского замухрышку, подобрал на улице помещик. Вместо судьбы бомжа и преступника, ему выпал шанс не только вырасти в тепле и уюте, но и подняться в благородное сословие. Но это он воспринял как само собой разумеющееся. Зато ему в душу так сильно запали детские обиды, что он решил посвятить им свою жизнь. Более того, отомстив своему обидчику через 20 лет, он почувствовал, что этого мало, надо бы ещё детям отомстить. Ну да, я если встречу на улице дочь какой-нибудь Дуси Ивановой, которая у меня в 6 классе красивую линейку сломала, я тоже не успокоюсь, пока не отомщу. Но, к счастью, чтобы эта нелепая месть не выглядела столь нелепо, подоспел ещё один мотив: несчастная любовь. Ну тут уж ничего не попишешь, действительно в таком случае надо отнять все материальные ценности у обидчиков (и их детей, конечно). Если бы эти плоские персонажи не были бы такими рохлями, они бы с самого начала правильно расставили роли: нечего Хитклифу ходить и злобствовать, надо дать ему в руки мотыгу и отправить пахать за зарплату. Тогда и не было бы у него такой самонадеянности.
Дальше, Кэтрин. Она, как мы увидели из романа, типичная женщина тех лет (в отличие от автора почему-то) - никчёмная жопоседка. Книги она не любила, это мы узнали. Но что она любила, чем она занималась пожизни? Вышивала, садоводничала, разводила кроликов? Вроде бы не было у неё никакого занятия, ничего такого не упоминается. Она целыми днями или гуляла или предавалась мыслям о своей любви и всякой прочей ерунде. При таком раскладе, почему она, как и все женщины в романе, так ничего и не поняла, ни о себе, ни о других? Полнейшая пустышка.
Просто невероятно, насколько ограничен мирок Перевала. Есть два поместья и деревня неподалёку. Ок, Кэтрин весьма удачно выдали замуж (убедив её в том, что она сама этого всю жизнь добивалась) за соседа из Скворцов. А дальше? Надо бы задумываться о девочках. Почему Изабелле сказали: "Не смотри на Хитклифа", - и всё? А где же принцип "зато"? Не смотри на соседа слева, зато смотри какой у нас красавец сосед справа. Изабелла влюбилась в это чудовище исключительно на безрыбье. Меры можно было предпринять гораздо раньше, вывезти её в свет, познакомить с молодыми людьми. Идиотизм. То же самое с Кэтрин-2 повторилось, никто никаких выводов не сделал. Почему они настолько оторваны от любой жизни и ото всех других? Как они вообще в те времена женились? При этом никогда ранее не выходившая из дома Изабелла умудрилась в один прекрасный день уехать далеко-далеко и на что-то жить одна! То есть в принципе с коммуникациями проблем особых не было.
Особого внимания стоят болезни того времени. Вот чем сейчас люди болеют? Больше всего простудой. Но вот вспомните, какие чаще всего симптомы нездоровья вы в своей жизни испытывали? Сопли, чихание, кашель, понос, чесотка, стлеляние в ухе, боль в пояснице, фурункул в тайном местечке, боль при мочеиспускании? Всем этим герои книги не болеют. Они все просто слабые, лежат и у них приключаются нервные расстройства и бред. Вот и всё. Понятно, что диагностики в то время не было никакой. Так что писатели были вольны наделять своих героев какими угодно симптомами. Но как, интересно, при этом работали врачи, если они даже вроде справляются более-менее с задачей?! Доктор говорит: не перечьте больной, а то она никогда не выздоровеет. Как он знал!? Это в учебнике написано: "при таких-то симптомах велите близким ни в чём не перечить пациенту. При соблюдении предписания больной выздоровеет через столько-то дней". Не припарка из смородиновых листьев, не настойка крапивы, не подорожник, а именно не перечить. Удивительно. Ещё удивительно, что когда доктор бессилен, он точно знает, когда его пациент скончается. От чего скончался - он не знает, иначе бы может вылечил, но через сколько дней - он точно знает. Потрясающе, наверно, было быть врачом в те нелёгкие времена.
Мне никогда не было понятно, как становятся слугами. Рождаешься ты на свет, голенький и розовенький, бегаешь в детстве с хозяйскими детьми, а потом вдруг на тебя обрушивается задание: они продолжают бегать, а ты иди работай. Как так? Почему никто не возмущается? Нелли покорно стала подчиняться и гнуть спину для ровесников, с которыми только что играла на равных. При этом Хитклиф сохраняет своё независимое положение. Зато, конечно, Нелли играет в книге весьма значительную роль. Не помню, чтобы где-то ещё слуги так влияли на жизнь хозяев. Она всем перечит, рассказывает/утаивает информацию по своему усмотрению, раздаёт советы и сама принимает решения, с кем сводничать хозяйских девиц, а кому отказать. Потрясающе. Только это, наверно, и может оправдать то, как она смирилась со своим положением.
После этого, остатки романа, в которых ещё теплится какой-то смысл, кажутся весьма надуманными. Добро побеждает, любовь тоже, потому что она суть добро, даже когда она приходит к изначально злым людям. Единственое, за что роман всё ещё получает от меня положительную оценку - именно различия между людьми. Природа людей такова, что одни руководствуются добром, а другие злом, одни мстительны, а другие не запоминают обид, и т.д. и т.п. Мы все разные. А ещё за то, что какие бы люди ни были разными, они ещё и могут измениться, если захотят. Люди разные и могут меняться, это хорошо у писательницы получилось.1273